Недавно одна знакомая, зная моё увлечение историческими тайнами и загадками, посоветовала почитать романа Вольфрама Флейшгауэра "Пурпурная линия". Это, говорит, шедевр! И загадка ого-го! Так что хватай книженцию, пока другому почитать не дала - и вперёд. Ещё не раз спасибо скажешь.
На фото выше - Вольфрам Флейшгауэр. Собственной персоной. Здесь и далее фото людей и картин из интернета.
Но всё же вернёмся к книге. Загадка - это хорошо. Тем более историческая. Да ещё из французской истории! Прямо аж о Робере Амбелене подумалось.
Хватаю книгу - и через день с утра на даче, расположившись под тенью вишни, взялся за роман.
Как интригующе и многообещающе звучат слова на обложке! Генрих IV, загадочное преступление. Одна картина - плачущей кровью женщины- сорвана, словно верхний слой обоев. А под ней другая - в туманном мареве одна женская рука надевает на другую кольцо. И всё - на фоне короны. Наконец-то наши художники ушли от рисования абы чего 90-х годов и пытаются заинтриговать читателя, намекнув на сюжет. Книга издана, как оказалось, аж в 2006 году. Странно, что не попадалась мне прежде.
Итак, начинаю читать. С первых же страниц автор пытается передать нам состояние своей души, растревоженной картиной из Лувра. Вот она, ниже. Картина, конечно же, не душа.
Да, картина реальная. Это ещё больше подогревает интерес к роману. Предполагают, что на картине изображена королевская фаворитка Габриель д'Эстре (справа) со своей сестрой. В руках Габриель держит кольцо. Жест её сестры показывает, что королевская фаворитка ждёт ребёнка. В те годы художники не просто рисовали все подряд, а писали полотна со смыслом, передавая порой сюжеты целых легенд. И действительно, в картине чувствуется скрытый смысл.
Но вернёмся к книге. Оказывается, существует целая серия подобных картин. Но в каждой из них что-то изменено. Позы дам. Фон. И сестра Габриэль на одной из них вдруг превращается в... следующую любовницу короля.
После небольшой исторической справки о времени правления Генриха Наваррского В. Флейшгауэр описывает ужасающую историю смерти прекрасной королевской фаворитки накануне дня исполнения мечты - свадьбы с королём. Навязывая читателю как бы ненароком мысль, что несчастную Габриэль отравили, писатель описывает её страдания. Порой, мне кажется, даже излишне подробно. Привязанная к кровати, с искрошенными от укусов зубами, ослепшая, она то металась, то впадала в забытьё. А её, скажем так, соратницы в этот момент ловко сдергивали с умирающей драгоценности. Король спешит к любовнице, но... Снова но... Сколько их ещё тут будет! Но не доезжает. Как-то уж слишком просто берёт и поворачивает коня назад, когда его обманывают, что фаворитка умерла. Ну, ооочень просто. Дескать, умерла да умерла, поеду я, что ли...
На картинке выше - несчастная Габриэль. А ниже - король Франции Генрих IV Наваррский.
Собственно, чтобы придумать историческое расследование, автор дарит нам рояль - ученого, приятеля, кстати, повествователя, который случайно (а то как же), разбирая архив (а что же еще) обнаружил (всё как всегда) старинные документы. И - надо же! - все они посвящены как раз истории картины и её тайне. Ну ладно, мы ещё не такое встречали, так что продолжим читать.
И вот тут второй раз я глубоко погрузился в сюжет. Сам не ожидал. Честно говоря, после цепи случайностей хотел закрыть книгу.
О, вот то, что якобы обнаружено в документах - это что-то с чем-то. Уж поверьте. Тут и повествование от лица художника Виньяка, и протоколы допросов касательно загадки смерти Габриэль.
Судьба Виньяка типична для той эпохи. Сирота, выращенный на жалких подачках хозяина, бежит с известным доктором. Имея талант к рисованию, помогает составить ему анатомический атлас. Затем решает разбогатеть, став придворным художником. И это ему почти удаётся, как он думает.
Если быть честным, Виньяк - единственный персонаж, чью душу раскрывает нам автор. Остальные персонажи просто есть. Они что-то делают, говорят, но нет впечатления, что они живые. А вот Виньяк настоящий.
Следя за судьбой Виньяка, читая протоколы допросов, я понял, что участь Габриель была предрешена. Её смерти желали все. Даже Генрих Наваррский, её любовник. Она всем мешала. И семейству Медичи, которое стремилось протолкнуть на французский престол свою Марию. Вот она внизу.
И окружению короля. Тут и зависть, и религиозная вражда. И просто дворцовая политика.
И даже самому королю, который, хоть и обещал жениться на Габриель, однако заглядывался уже на другую придворную даму - Генриетту де Бальзак д'Антраг. А вот и она -
Кроме того, любвеобильный король накануне обещанной свадьбы на Габриель вёл переговоры о женитьбе на Медичи! Уж не назревает ли ожидаемая сенсация от книги? Обвинить Медичи в смерти мешавшей им фаворитки короля - это легко. А вот сделать намёк на короля и развить эту линию - это было бы по-настоящему неожиданно, шокирующе... Это была бы сенсация. Справедливости ради стоит сказать, что и сама Габриель пошаливала на стороне. Таковы были нравы.
И в этот момент, когда персонажи стали приобретать человеческие черты и эмоции, когда я чуть ли не полюбил читаемую книгу, произошла небольшая неприятность - автор быстро сдал на попятную, то есть принял официальную версию о естественной кончине Габриель. Тьфу ты, ну ты! Эх-эх-эх... А я-то ждал!
А потом - совершенно бесполезные приложения к тексту, о которых и совсем говорить не хочется.
Приятный бонус в романе - хирургия времён Генриха Наваррского. Оказывается, тогда даже камни из мочевого пузыря удаляли. Вот как!
В общем, дочитывал я последние страницы спустя пару часов, когда разочарование немного улеглось. И так и не понял, зачем я дочитывал все эти послесловия? Что по мне, так автору надо было обрубать повествование с окончанием документов из обнаруженного архива. Открытый финал был бы лучшим вариантом, чем "извините, я тут наговорил немного, а теперь поговорю о другом и по-иному".
В общем, стоит ли читать? Даже и не знаю. Многие подробности сюжета я не раскрывал, чтоб не портить впечатление от прочтения. Решать вам.