Многие мечтают начать свой бизнес, но далеко не всегда мы находим в себе силы воплотить мечту в жизнь. Ох, уж это не всегда оправданное, но довольно cильное сомнение: а вдруг не взлетит? Тогда получится, что столько сил, времени и денег потрачено впустую?
Есть множество путей к заветной бизнес-идее, которая и станет делом вашей жизни, причем для ее реализации не нужно обладать тайным знанием или уникальным талантом. Достаточно просто найти свою нишу.
Мы опишем три несложных метода, как найти свою бизнес-идею — по нашему опыту, самых эффективных.
Путь 1. Найти призвание и смысл жизни
Свое дело приносит удовлетворение, только если вам действительно нравится им заниматься. Поэтому бизнес-идею нужно искать на пересечении двух миров: того, что вы любите делать, и того, что окажется полезно для других.
Удобный метод найти свое призвание — икигай, японская концепция поиска смысла жизни. Ее обычно представляют в виде диаграммы Эйлера, где подлинный смысл жизни (а также и лучшие бизнес-идеи) будет находиться на пересечении четырех множеств:
1) чем вы любите заниматься;
2) что вы умеете делать лучше всего;
3) что нужно миру и человечеству;
4) за что люди готовы платить.
Первые два подмножества дают нам увлечение (люблю и умею, значит, буду делать с удовольствием), другие два — перспективную идею (на чем можно заработать и что вызовет спрос).
Пройдя все этапы икигай, мы получаем не только монетизацию своего хобби, но и бизнес-идею, сопоставимую с глобальной миссией, смыслом жизни. Как пишут наши партнеры, производители премиальных сладостей FRENCH KISS:
Идея создания любого продукта в голове предпринимателя должна основываться на желании сделать мир лучше.
Сами FRENCH KISS предложили рынку ни на что не похожий продукт европейского качества — сладости, изготовленные из свежих ягод, фруктов, орехов и шоколада по старинным французским рецептам, которые были улучшены шеф-кондитером компании.
Другой пример, когда бизнес вырастает из любимого дела, которое для тебя привычно и приятно, — домашняя кондитерская EVILLE. Однажды, подготовив праздничный стол для мусульманского венчания, супруги поняли: вот же она, идея, вокруг которой может вырасти их бизнес! Теперь это один из самых востребованных наших исполнителей в категории «Кондитерские и пекарни» в Казани.
Отличный пример монетизации хобби от Дарьи, основателя ателье украшений ручной работы «Сокровенное», Москва:
Я всегда любила делать что-то руками, и при этом мне нравилось помогать людям лучше узнавать себя. Когда я работала фотографом, старалась сделать так, чтобы люди через фото знакомились с собой, видели себя настоящими и естественными. А еще мне всегда нравились камни! Я выучилась на литотерапевта и стала делать украшения, которые, подобно медитации, являются рабочими инструментами, чтобы послушать свое состояние, заглянуть внутрь себя. И это не магия, а чистая физика: у каждого камня свое излучение, к тому же камень умеет настраиваться на частоту человека. Правильно подобранные украшения из камней способны помочь человеку поднять тонус, улучшить физическое самочувствие и даже вывести из депрессии.
Путь 2. Посмотреть на мир глазами потребителя
Этот путь предполагает взгляд изнутри, использование собственного потребительского опыта для создания продукта. Иногда при анализе потребительского опыта некоторым из нас удается придумать что-то, что пока существует только на уровне потребности. Прекрасная история, но сложная и редкая: мало кто может выудить из общего потока информации ту идею, для которой все созрели, которую примут с восторгом, но пока она не воплощена ни в продукте, ни в сервисе.
Хорошая новость в том, что нет необходимости изучать клиентский опыт, пока тебя не осенит. Можно построить отличную бизнес-идею на чем-то, что уже есть, а именно:
Сделать лучше, чем другие. Многие успешные партнеры FW — в прошлом покупатели, которых не вполне удовлетворяло качество предлагаемых товаров. Ну не нравятся мне свечи из искусственного сырья с фитилем из хлопка! Буду отливать себе сам из качественного соевого воска в стильные подсвечники из стеклянных бутылок, а фитиль вставлять деревянный, масла использовать буду только самые натуральные, ароматы — те, которые мне больше всего нравятся… И через некоторое время оказывается, что другим такие свечи тоже очень нравятся. Это реальная история нашего магазина — Aromica из Санкт-Петербурга.
Другая история — пример ребят из Feel Good Inc: молодые люди очень любили качественные смузи и лимонады, но им никак не хватало разнообразия вкусов. В какой-то момент они стали делать для себя очень необычные веганские коктейли и смузи, а потом с удовольствием вывели их на продажу.
Сделать похожее, но по-своему. Например, вы заметили, что в моду входит определенный вид хендмейд-украшений. Их делают из бисера, стекла, эпоксидной смолы… Но никто не делает дамские бусы из шелковых галстуков! Вы пробуете, разрабатываете технологию — и выходите на рынок с собственным креативным решением. Причем вы проявляете индивидуальность, оставаясь в рамках общего модного тренда.
Хороший пример из нашей практики — магазин Vabe Cosmetics. Натуральную косметику на основе масел продают многие, а вот слышали ли вы о косметике-трансформере? Вы можете сами подобрать кремы и масла из монокомпонентов и создавать рецепты косметических средств, которые идеально подойдут именно вам.
Рассказывает Ольга, основатель Vabe Cosmetics:
Я давно варюсь в этой индустрии: сама долгое время пользовалась косметикой из взбитых африканских масел. Я знала, что вся эта продукция по уходу за кожей… ну, буквально съедобная. Никакие компоненты не конфликтуют между собой, их можно смешивать, составлять свои композиции… Я никогда не видела, чтобы кто-то предлагал такой способ использования этих масел. Так родилась идея бизнеса. Рецепты для смешивания компонентов можно прочитать в карточках наших товаров. А можно и экспериментировать, составлять собственные косметические миксы!
Чтобы найти такую идею, потребуется дополнительный источник вдохновения:
Startup Idea Prompts — забавная игрушка, позволяющая сгенерировать безумную идею (а потом оказывается, что нечто подобное уже есть, работает или может вот-вот появиться).
Closed Club — любопытные подборки провалившихся стартапов. Может быть, именно вы найдете, как развернуть чью-то забытую идею, чтобы она взлетела?
Яндекс.Вордстат и Google Trends — ресурсы для оценки пользовательского интереса к тому или иному товару или тематике. Можно посмотреть, какие темы, товары, услуги попадают в топ поиска в каждом регионе, и отследить статистику популярности запросов.
Путь 3. Взять готовую идею, товар или бизнес-процесс
Нет никакой необходимости изобретать с нуля что-то свое: можно взять уже работающую идею и качественно, вдумчиво ее воспроизвести.
Необязательно разрабатывать рецепт совершенно нового невиданного десерта, если можно словить тренд, изучить рынок и начать готовить для фанатов аниме традиционные японские сладости из рисовой муки, которых в вашем городе днем с огнем не достать. Не нужно изобретать вирусные игрушки или аксессуары, которые уже покоряют европейский рынок: можно просто стать первым, кто привезет эти товары в Россию.
Популярный проект Exit coctails начался с того, что ребятам из ресторанного бизнеса попалась идея, уже реализованная в США:
Мы подумывали сделать замороженные ягодные миксы для коктейлей. Чтобы определиться с идеей, мы стали изучать рынок и узнали, что в США такое уже есть. У американской компании была очень близкая нам идея, подходящий форм-фактор, но ограниченный выбор (всего три вкуса миксов) и граммовка намного ниже: кубики ягодных миксов всего по 25 граммов. Мы взяли эту идею и видоизменили ее с учетом потребностей российского потребителя: поменяли форм-фактор (у нас каждый кубик по 100 граммов), создали рецептуру, которая придется по вкусу россиянам, и запустили пробную партию. Увидели, что спрос есть, и постепенно заняли свою нишу на российском рынке.
И в конце концов, чтобы начать продавать онлайн, необязательно придумывать хитрую схему: можно оформить витрину на агрегаторе, который близок вам по духу, и прийти к успеху путем, который до вас уже с успехом прошли сотни предпринимателей.
Артем, магазин мягких игрушек De Art, Краснодар:
Мой главный род деятельности — портреты на холсте, но через маркетплейс я не могу продавать свой основной продукт. Проанализировал потребительский спрос и увидел, что стабильный интерес в нашем городе вызывают мягкие игрушки. Не скажу, что ниша свободна, — наоборот, конкурентов много, но я стараюсь привозить нестандартные игрушки, не такие, как у всех. Даже если на FW посмотреть: медведи и зайчики есть у всех, а акулы, единороги и альпака свыше 140 см в длину — это редкость. Или Стич в рост человека! Такое есть только у меня.
Откуда брать идеи?
- Pinterest
- Amazon, E-bay и другие зарубежные рынки
- Tik-Tok, Instagram* и другие соцсети
Напоследок — чек-лист для бизнес-идеи
Вы точно нащупали перспективную нишу, если:
- выбрали дело, которое вас действительно интересует;
- проанализировали конкурентов и точно знаете, чем вы отличаетесь от них: можете в 3–4 предложениях сформулировать свое УТП;
- представляете себе вашу ЦА: кто будет потребителем вашего товара;
- можете без труда описать наиболее частую ситуацию покупки вашего продукта/товара;
- готовы выбрать свой канал продаж: открыть свой сайт, начать развивать канал в соцсетях или разместиться на маркетплейсе — нишевом или универсальном.
Если вы чувствуете, что ваша бизнес-идея уже готова воплотиться в реальное дело — дерзайте! Только опытным путем можно выяснить, насколько перспективна найденная вами ниша и сможет ли она стать делом жизни. А если ваш продукт уже готов и вы не знаете, как начать его продавать, начните с Flowwow! Наша платформа уже помогла сотням классных идей превратиться в уникальные нишевые бизнес-проекты. Уверены, вам тоже понравится продавать через Flowwow!
*Instagram — организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ.