Август в нашей стране традиционно считается самым тревожным и чуть ли не проклятым месяцем.
Августовские катастрофы сопровождает покров таинственности, даже если речь идёт о вполне известных происшествиях.
19 августа 1991 года советские граждане впервые узнали о ГКЧП (Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению) – самопровозглашенном органе, взявшем на себя обязанности по управлению страной в кризисный период. По факту ГКЧП – это группа высших должностных лиц, попытавшаяся силовым путем захватить власть. Среди них – вице-президент Геннадий Янаев, председатель Совета министров Валентин Павлов, министр обороны Дмитрий Язов, глава МВД Борис Пуго, председатель КГБ Владимир Крючков.
14 августа 1998 года Борис Ельцин на встрече с журналистами заверил всех, что никакой девальвации не будет. Однако уже 17 августа он был вынужден объявить технический дефолт, признавая неспособность государства выполнить свои долговые обязательства. Немногие тогда вспомнили, что так же в августе, но 1995 года грянул «черный четверг», больно ударивший по отечественной экономике и населению.
12 августа 2000 года на атомной подводной лодке «Курск», находившейся в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров произошел взрыв. Все 118 членов экипажа погибли. По количеству жертв это крупнейшая катастрофа в послевоенной истории российского подводного флота. Взрыв, который разворотил полкорпуса субмарины чудом не задел ядерный реактор – иначе радиоактивного загрязнения региона было не избежать.
24 августа 2004 года в российском небе произошло сразу два теракта. В результате срабатывания взрывных устройств разбились пассажирские лайнеры Ту-154 авиакомпании «Сибирь» и Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс». Погибли все находившиеся на обоих бортах пассажиры и члены экипажа – 90 человек.
7 августа 2009 года в 04:42 по московскому времени поступило сообщение о разрушении двух водоводов на Саяно-Шушенской ГЭС. Персонал станции, находившийся в машинном отделении, услышал сильный хлопок, вслед за которым последовал выброс огромного количества воды, прорвавшей бетонные конструкции станции. В результате катастрофы ГЭС была полностью обесточена, электричество пропало на нескольких важнейших предприятиях региона. Жертвами аварии стали 75 человек.
При этом неправильно было бы утверждать, что август неизменно оказывался для нашей страны фатальным только лишь последние десятилетия. Для этого опять-таки обратимся к истории. 70-е годы – взрыв на Сормовской нефтебазе, то ли три десятка погибших – официально, то ли три сотни, как гласит народное предание. 60-е годы – катастрофа Ил-18 во Внукове и падение Ан-24 под Днепропетровском.
Да и начало века также не выбивается из общего ряда. 23 августа 1905 года Россию постиг грандиозный национальный позор – поражением закончилась Русско-японская война. Не успела империя оправиться от катастрофы, как 1 августа 1914 года войну ей объявила Германия.
Прогулочный пароход «Маяковский», курсировавший по Даугаве между районами Риги, был рассчитан на полторы сотни пассажиров. 13 августа 1950 года он должен был отправиться в очередной рейс – на момент катастрофы на борту находилось не менее 350 человек – втрое больше, чем судно могло взять на борт. А тут ещё группа пионеров из Москвы: дети наотрез отказались ждать следующего рейса и, что называется, пошли на штурм пароходика. Судно осело по самые иллюминаторы. Шаловливые дети принялись раскачивать судно, носясь от борта к борту. Корабль накренился и начал быстро тонуть. Народ стал прыгать в воду, судно отшвартовалось, оказавшись примерно в 5-6 метрах от причала. И хоть берег был близко, полутора сотням человек речная прогулка в итоге стоила жизни.
ЧП, случившемся в Горьком 1 августа 1977 года. Нефтеналивной танкер ТН-602 стоял, пришвартованный к причалу Сормовской нефтебазы, в его трюмах было около 500 тонн этилированного бензина. До сих пор точно неизвестно, отчего произошло возгорание. По одним данным, причиной его стала неисправность соединительной муфты генератора, но привели к этому брак детали, недосмотр механика или что-то иное, неясно. Огонь вспыхнул в половине девятого утра, а уже через час раздался взрыв. Судно разорвалось надвое, часть его взрывной силой выбросило на берег, другая часть затонула. В огне погибли 9 членов экипажа и 24 пожарника – по официальным данным. А если верить циркулирующим с тех самых пор слухам, жертв было впятеро больше – на танкере якобы тайно перевозили более сотни заключённых, среди которых было немало воров в законе. Не случайно же к памятному обелиску, установленному на месте пожара, до сих пор приносят цветы и венки «от братвы».
31 августа 1986 года в 15 километрах от Новороссийска и в 4 километрах от берега корабль "Адмирал Нахимов" потерпел крушение. Из 1234 пассажиров погибли 423 человека. Поднять из воды удалось не всех – 64 покойника так и остались под водой навсегда.
До сих пор эта трагедия обрастает досужими слухами. В момент аварии на борту парохода находился начальник управления КГБ по Одесской области генерал Крикунов с семьёй – все они погибли в своём люксе, хотя для спасения им нужно было пройти каких-то несколько метров от двери каюты до борта судна. Есть данные, подтверждающие версию о том, что на момент катастрофы генерал Крикунов был уже мёртв – точнее, убит. А кораблекрушение якобы спровоцировали для того, чтобы спрятать концы в воду – в буквальном смысле.
Дело в том, что до сих пор остаётся неподтверждённой информация о том, что столкновение «Нахимова» с сухогрузом «Пётр Васёв» спровоцировал некий неустановленный третий корабль, который капитан «Васёва» Ткаченко наблюдал на экране радиолокатора.
В августе 1988-го завершился первый этап вывода советских войск из Афганистана – многие до сих пор считают наш проигрыш в афганском противостоянии началом конца СССР. Август 1985 года – радиационная авария в бухте Чажма на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота – 10 моряков погибли сразу, ещё полсотни умерли позже от лучевой болезни. В последний день августа 1986 года утонул пароход «Адмирал Нахимов» – 423 человека погибли. Почти через год – железнодорожная авария в городе Каменск-Шахтинском, погибли 106 человек. 16 августа 1988 года – крушение поезда «Аврора», шедшего из Ленинграда в Москву, на перегоне Березайка – Поплавенец. 30 трупов, 100 раненых.
Так в самом ли деле существует это «проклятие августа»?Стоит произойти какому-нибудь очередному ЧП, как споры на этот счёт разгораются с новой силой. Причём объяснения звучат самые разные. К примеру, сторонники околонаучных теорий любят ссылаться на работу Александра Чижевского, изучавшего влияние воздействия солнца на ноосферу. А в августе солнечное излучение как раз очень активно, что, по их мнению, и становится причиной катастроф.
В свою очередь, приверженцы мистических учений усматривают в фатальном августовском невезении другую подоплёку. Как утверждают они, всё дело в цикличности жизни, продолжающейся от рождения до смерти. Когда-то август считался последним месяцем года. Заканчивается год, разрушаются установившиеся витальные связи, и всё начинается опять с чистого листа.
Гораздо более правдоподобное объяснение дают социологи. Как известно, причиной большинства катастроф, как ни крути, становится человеческий фактор. А август – самый отпускной месяц. Количество остающихся на рабочих местах сокращается до минимума, а тут ещё жара, постоянные авралы из-за нехватки рук. Вот и выходит: один поленился, другой устал, третий недосмотрел – в результате террорист прорвался через патруль, сошёл с рельсов поезд, загорелась телебашня. Так что никакой мистики – всё просто и понятно.