И не дай Бог ребёнку стать его противоположностью. По-русски последователь или адепт? Как-то и не звучит даже, а вот по-английски это обычное слово, follower, но стать таковым означает признать себя неудачником. Неудачники следуют за другими. Успешные же люди всегда ведут других (неудачников) за собой.
Лет пятнадцать назад, когда я только начал преподавать в американской школе, тему leaders-followers мало кто поднимал среди моих коллег-учителей и уж тем более среди учеников. В детстве любого человека встречались харизматичные ребята, которых никто не обучал вести других за собой. Они просто выходили играть на улицу, и вокруг них совершенно спонтанно образовывалась компания. Что в России, что в Америке лидерству практически невозможно научить. Либо оно есть, либо его нет.
Однако лет десять назад, когда я уже переехал в Лос-Анджелес и стал работать с детьми голливудских магнатов или пытавшихся всеми силами дотянуться до их уровня, слово лидер стало попадаться мне всё чаще. Родители, отстёгивавшие астрономические суммы денег за образование своих детей, ожидали от частных школ самое-самое лучшее. Для кого и что лучшее - вопрос был второстепенным.
Ну вложили родители полмиллиона долларов (как минимум) в обучение ребёнка в школе. И что на выходе? Чадо умеет читать, писать и считать? Так этому и в бесплатной школе научили бы... Разница же между частной школой и бесплатной, по мнению крутых родителей (разговор здесь не о мнении детей), в том, что выпускники частных школ (буржуазия) просто обязаны вести за собой ребят (пролетариат), отучившихся в государственных школах. Такова нелёгкая доля самопровозглашённой элиты.
Когда работники приёмных комиссий дают понять родителям, впервые заехавших на экскурсию в какую-нибудь частную школу, что их дети непременно станут лидерами, бешеная плата за обучение ребёнка становится вдруг не такой уж и бешеной. Перспектива-то радужная (иногда, кстати, и в буквальном либеральном смысле этого слова), мол, после школы ребёнок не будет как дурак плестись за кем-то, а сам поведёт других за собой.
Куда - вопрос для родителей тоже не очень важный. Главное - стать лидером, наступая даже на головы людей, расталкивая всех локтями, и обязательно оказываясь впереди всех остальных. Неимоверное количество энергии многих работников школ тратится только на то, чтобы ученики записались на какие-нибудь "зачётные" мероприятия, желательно из области благотворительности, только чтобы в резюме была записана очередная руководящая деятельность.
Картина будущего, в котором все дети вырастают лидерами, вообще-то юмористическая: каждый молодой человек растёт с уверенностью в том, что он ведёт других за собой, оказываясь в полном одиночестве среди других таких же горе-лидеров, за которыми не идёт никто.
"Leader among leaders", такие слова прочитал я в заголовке резюме одного своего коллеги-американца, подавшего однажды документы на должность выше простого учителя. Поэтому вся кафедера и получила копию его резюме для рассмотрения. Так ведь и работали бы с ним бок о бок, не зная, что наш сослуживец был лидером среди лидеров.
Иногда (правда, очень редко) мне кажется, что лидерством американцы называют обыкновенную инициативность. Видят, например, какую-то проблему вокруг них и, вместо нытья, быстро и эффективно её решают. Однако в американских частных школах особый упор на это не делают. Лидерство есть лидерство: умение командовать другими.
Не все частные школы, правда, взращивают лидеров. Частные христианские школы, например, воспитывают скорее последователей, чем лидеров, но это уже совсем другая история: история о том, где я нашёл работу в Южной Каролине. Или где работа нашла меня.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание поддержать канал, жмите сюда. До новых встреч!