Найти тему
Бесполезные ископаемые

Волшебный голос The Harptones

Как бы начать попонятнее и для себя и для читателя, когда предстоит сказать несколько слов о том, что выше твоего понимания? Наверное, целесообразно будет начать с правды, которая всегда неправдоподобна....

Дело в том, что стиль Doo Wop никак не связан с действительностью. Музыка существует, группами пруд пруди, но их названия звучат как имена сказочных человечков, которым нет места в окружающем мире.

Сколько ни бейся, а представить тех, кто это слушал, и для кого это так старательно спето, не получается. Как будто речь идет о веселой цивилизации, вымершей по ходу экспансии каких-то угрюмых пришельцев.

Правда, эта "Атлантида" находится не на дне морском, а в Бруклине, Гарлеме и Бронксе, в районах вполне реальных, но знакомых моему сверстнику лишь по душераздирающим репортажам журналистов-международников.

Особенность Doo Wop в том, что к нему не за что придраться. Вокальные мужские коллективы есть в самодеятельности любого предприятия. Цветные и белые исполнители этого типа не носили длинных волос, не дергались, не орали, и не бравировали зависимостью от определенных веществ. Песни, просочившиеся в наше время звучали как издевательство, вызывая в лучшем случае нервный смех, в крайнем случае - припадок конвульсивной неприязни. Которая девальвировала репутацию рок-группы, рискнувшей исполнить одну из них.

Даже от таких, почтительных каверов веяло необъяснимой магией, словно на афише казенного фильма промелькнул Хамфри Богарт.

Солист секстета The Harptones - тенор Вилли Уинфилд покинул этот мир. Ему был девяносто один, и он скончался от естественных (куда естественней) причин. Но, непосредственное знакомство с музыкой The Harptones было событием сверхъестественного порядка, сродни позывным из другой галактики в домашней радиоточке.

Не стану себя обманывать - Life Could Be a Dream ч мог послушать только в исполнении The Darts, возродивших десятки старых вещей, неизвестных и недоступных в ином виде, начиная с взрывной Daddy Cool, напомнившей о существовании другой песни с таким названием, помимо "Спокойного отца", как перевели советскому обывателю классику Boney M. А отцы здесь были тихие.

"Дартс" занимались реконструкцией старого материала тщательно и бережно, не заглушая, как это бывало в глэм-роке, хрупкую прелесть пятидесятых.

Sunday Kind of Love вынырнула в сборнике дуэта Jan & Dean, двух скрытых модернистов под маской любителей активного отдыха.

Джазовый стандарт The Masquerade Is Over встречался довольно часто, но только не в интерпретации Вилли Уинфилда, впечатление от которой равносильно встрече средневекового отшельника со святым.

Так и произошло -на пластинке реликтовых записей в стиле Doo Wop оказалась "Гробница Святой Цецилии", покровительницы духовной музыки.

Схожее потрясение подстерегает слушателя при знакомстве с Crying In The Chapel, когда её поет Сонни Тил. в составе квартета The Orioles.

Если Jan & Dean не вписываются ни в одну эпоху своим ёрничеством на уровне обэриутов, то здесь мы выпадаем из времени, услышав голос традиции, над которой оно не властно. Даже в обезлюдевшем космосе будут звучать эти голоса не от мира сего, этого тленного мира.

Почему я манкирую фактической биографией The Harptones с их солистом? - Потому что она мало чем отличается от биографии боксера или бейсбольной команды, представляя собой хронику изменений в составе и позиций в суетных списках хитов. Строго говоря, в ней нет ничего важного по прошествии стольких лет.

Стоит отметить, что первыми исполнителями "Цецилии" и "Плачущего в храме" были певцы кантри. Да и написали оба гимна белые композиторы, и то, как пели эти песни Элвис Пресли и Фарон Янг нельзя недооценивать ни в коем случае.

Равно как и песню Джонни Рэя в исполнении The Harptones, правда, под псевдонимом и уже с новым солистом.

На примере Чака Берри и Рэя Чарльза нам хорошо известно, как часто и тесно пересекаются пути ритм-энд-блюза и кантри.

В репертуаре The Harptones найдется достаточно темповых, танцевальных номеров, и все-таки самая драгоценная доля в их наследии принадлежит лирическим балладам, которые увековечил незаменимый Вилли Уинфилд, вынужденный сменить профессию, когда спрос на такую музыку миновал.

Жизнь всего лишь сон, но и во сне действуют жестокие законы, по которым божественный голос Вилли Уинфилда можно было уловить только в режиме "сновидения в сновидении". Других вариантов не было. По крупицам приходилось собирать, по отголоскам в песнях более поздних групп и певцов-одиночек. Но нами он не забыт, потому что забыть о нем, послушав как следует, согласитесь, невозможно.

RIP

-2

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

Telegram Дзен I «Бесполезные ископаемые» VK