Найти тему
ПроАвтобизнес

Мы их теряем. Почему у россиян снижается интерес к японским авто

Начавшийся «закат» очередной японской марки автомобилей уже даже не удивляет. Такие мысли приходят, когда видишь результаты деятельности японского бренда Nissan в 2021 году, который стал единственным из  ТОП-25 российского авторынка, показавшим спад (-2% к периоду прошлого года). Причем все автомобильные марки в РФ из топа демонстрировали рост.

Заметим, что такой же 2-процентный спад показала Honda. Но отличие лишь в том, что Honda собралась на выход из России, а Nissan пока не собирается.

Что же касается конкретно Nissan, то его доля на автомобильном рынке РФ сократилась с прошлогодних 4% до 2,9%.  Также ожидаемо просели продажи двух ниссановских бестселлеров – Qashqai и X-Trail. Последний вылетел из ТОП-25 самых популярных моделей российского рынка, а Qashqai скатился с 16-ой на 22-ю ступеньку популярности в РФ.

-2

Очень хотелось бы надеется, что с Nissan не произойдет уже много раз наблюдавшаяся последовательность. Как, например, было у Honda:  сначала минус в продажах, что говорило о том, что в предлагаемом модельном ряду для российских автолюбителей что-то не так. Затем конкуренты обходят в рейтинге, а марка скатывается в разряд второстепенных. И закономерный итог – либо марка находится на задворках покупательского интереса, либо, в конце концов, уходит из России.  В этом случае «якорем» не сможет стать даже собственный завод «Ниссан Мотор Мэнуфэкчуринг Рус» в Санкт-Петербурге. Его соседи GM и Ford побросали свои заводы в РФ и ушли.

-3

Также стоит напомнить, как в последние несколько лет Nissan «избавлялся» в своем модельном ряду от многих неплохих моделей. Вспомните, был седан Nissan Almera (не только тот, который выпускался на АвтоВАЗе на платформе В0, а более древний, и не менее популярный). Был седан Nissan Teana, одноклассник Toyota Camry.

Были хэтчбек Nissan Tiida и седан Sentra, которых пытались популяризовать, начав их выпуск в Ижевске. Но все эти игрища с легковушками на российском рынке закончились концепцией – «Nissan – это только кроссоверы». С рейтингом кроссоверов в России можно ознакомиться здесь, вас ждет много открытий.

Хэтчбек Nissan Tiida часто можно встретить на улицах российских городов
Хэтчбек Nissan Tiida часто можно встретить на улицах российских городов

Да сегодня есть вопрос по кроссоверу Nissan Terrano. Понятно, что через некоторое время модель снимут с конвейера завода «Рено Россия». А что взамен? Уже несколько лет обещаемые компактные кроссоверы Nissan Kiks или Nissan Magnite. Но пока кроме обещаний ничего. Вдобавок, компании Nissan в рамках франко-японского альянса определена географическая зона – рынки США, Канады, Китая и Японии. Что касается России - это для Nissan не главный рынок, поскольку он в альянсе отдан Renault. Может поэтому Nissan не трепетно относится к нам и согласен на некую второстепенность?

Подробный анализ, который мы провели для марки Nissan это не просто частный случай. Все дело в том, что мы обнаружили общий новый долговременный тренд, который касается всех значимых марок японских автомобилей. Вот пробежитесь глазами по строчкам этой статистики. Здесь показательно, что у всех японцев снижается доля на российском рынке новых автомобилей: у одних больше, у других меньше. Но общий тренд один. Ни одна марка не показывает успехов. Вот так на наших глазах в полтора раза «усох» японский сегмент автомобильного рынка страны. И кто бы мог подумать еще семь лет назад, что «японки» так безвозвратно уступают российский рынок новых автомобилей. (Чего не скажешь о подержанных праворульных японках, объемы ввоза которых не сокращаются несмотря ни на что).

-5

Итак, за полгода в России было продано 120 тысяч новых автомобилей японских марок или 13,7% от всего количества. Это в полтора раза больше, чем было продано китайцев (5,4%), но от этого не легче.

В аналогичный период 2014 года новых «японок» было продано практически в два раза больше - 263 тыс. штук, их доля на российском рынке составила 21,4%. Как известно, рынок не терпит пустоты: и где-то убывает, а где-то прирастает. Значит, у японцев кто-то «откусывает» кусок рыночного пирога. Отчасти это китайцы, доля которых, как известно, в России растет. Но их показателя в 5,4% недостаточно, чтобы покрыть японскую убыль. Главный выгодоприобретатель, и «откусыватель», конечно, это корейские марки. Если в 2014 году их доля составляла 15%, то сегодня она увеличилась до 23,1%.

-6

В нашем материале мы подробно "прошлись" по модельной линейке и политике на российском рынке Nissan. Но упустили вот какой момент. Еще есть Toyota. Но и к ней также имеются вопросы. Будь то высокие цены некоторых моделей, например, как всемирного бестселлера Toyota Corolla, проигравшей все рыночные битвы в размерном классе С чешской модели Skoda Octavia и корейцам KIA Ceed/Cerato. Как пишут в соцсетях оформление салона как будто из 90-ых или нулевых, дорогое обслуживание и т.п. У Toyota пока на нашем рынке есть два фронтмена – модели RAV4 и седан Camry. Седан обновили весной, а кроссовер еще в прошлом году, поэтому они нашли свою нишу и держатся в списках самых популярных автомобилей России.

В целом же, если посмотреть на составленный нами рейтинг автомобилей класса SUV, или попросту кроссоверов, то обнаружится, что японские модели более всего представлены во второй, третьей, четвертой десятках данного рейтинга.

источник

Авто
268,3 тыс интересуются