Найти тему
Шпионские страсти

Ошибка с кадрами

Чтобы не рассказывали духовные лица, проповедники той или иной религии, но каждая мало-мальски серьезная религиозная организация имеет свои органы разведки и контрразведки. Их задача защита сторонников культа и самого культа от враждебных происков, как светских властей, так и соперничающих культов.

Некоторые правители прекрасно понимали это и охотно использовали разведслужбы тех или иных культов, если последователи этих религий проживали не только в их государстве, но и на территории соседей.

Потому неудивительно, что когда на трон государства Израиль взошел царь Ехорам (библ.: Иорам) (правил в 852-845 гг. до н.э.), одним из руководителей разведывательных и контрразведывательных служб государства стал пророк Елисей, ученик известного сторонника бога Яхве пророка Илии. Это было удобно по ряду причин. С одной стороны, царь Ехорам начал борьбу со жрецами и сторонниками бога Ба’ала (библ.: Ваала), набравших при его предшественники большую силу в Израиле. А потому поддержка сторонников бога Яхве, люто ненавидящих иноверцев, Ехораму была весьма кстати. С другой стороны главный храм бога Яхве находился в соседней Иудее, отношения с которой у Израиля были весьма сложные и частенько заканчивались военными столкновениями. А потому знать, что творится у воинственного соседа было весьма полезно. В-третьих, сторонники бога Яхве начали появляться в государстве Арам, северном соседе Израиля, с которым то и дело, Израиль вел жестокие войны. А кто может быть лучшим агентом, чем сторонник культа, один из глав которого, ведает твоей разведкой.

царь Ехорам
царь Ехорам

И нужно сказать, что на первых порах, пророк Елисей полностью оправдал надежды владыки Израиля. Он не только знал, что творится у ближайших соседей, но и сумел завербовать одного из видных военачальников государства Арам по имени Нееман. А это позволило знать планы и военные тайны правителя Арама воинственного Бар-Хадада (библ.: Бен-Хадад) III (правил в 863-845 гг. до н.э.) можно так сказать почти из первых рук.

Это знание позволяло царю Ехораму избегать войн с соседями. Так до 847 г. до н.э. Израиль жил в мире. И это в то время, как соседнюю Иудею потрясали восстания и войны. Дошло до того, что арабы и филистимляне разграбили столицу государства Иудея – город Иерусалим.

Пока был жив пророк Илия, пророк Елисей вел себя весьма корректно и никаких самостоятельных действий не предпринимал.

Но в 847 году до н.э. пророк Илия скончался.

Несколько месяцев спустя началась большая война. Войска Бар-Хадада ворвались в земли Израиля. И здесь вновь отличился Елисей. Сначала, через своих агентов в окружении Бар-Хадада, пророк узнал о засаде, которую арамеи подготовили царю Израиля Ехораму. Ехорам спасся. Затем предупредил жителей города Додаим о готовящемся на него нападении со стороны отряда Бар-Хадада.

Эти два деяния подняли престиж пророка в глазах, как военных, так и населения Израиля.

В эти же дни пришла весть из Иудеи, что царь Ёрам (библ.: Иорам) Иудейский (правил в 851-846 гг. до н.э.) окончил свой жизненный путь. На престоле Иудеи сын умершего Ахазия (библ.: Охозия) - молодой и неопытный парень.

И пророк Елисей решил, что пришло его время, и пора брать власть в свои руки. И брать не в одном Израиле, а сразу в трех государствах - Израиле, Иудее, Араме. Елисей планировал поставить во главе всех трех государств своих ставленников и ввести культ

бога Яхве, лидером которого он был. Таким образом, используя священников бога Яхве, Елисей становился негласным правителем сразу трех государств.

Для реализации своих планов, Елисей через своего агента Неемана привлекает на свою сторону молодого Хазаэля (библ.: Газаил), любимца царя Арама Бар-Хадада. Тот подбивает царя Бар-Хадада напасть на Шамерон (библ.: Самария) – столицу Израиля. И это в предверии нового нашествия ассирийцев.

Вначале все шло по плану, но первые коррективы в план добавили внешние силы.

-2

В разгар осады арамеями Шамерона, вторглись ассирийцы. На реке Оронт царь Ассирии Шульману-ашаред (правил в 859-824 гг. до н.э.) наголову разгромил Бар-Хадада и его союзников. Бар-Хададу пришлось некоторое время скрываться в горах. Когда же он, наконец, добрался до своей столицы – города Дамаск – там его уже ждали.

Пророк Елисей лично прибыл в Дамаск, чтобы помочь своему ставленнику.

По совету Елисея Хазаэль задушил Бар-Хадада и провозгласил себя царем Арама.

Согласовав с Хазаэлем дальнейшие действия, начальник разведки Израиля отбыл в Шамерон. Здесь он подговорил царя Ехорама пригласить к себе на встречу правителя Иудеи царя Ахазию, а самому напасть на город Рамоф – владение Хазаэля.

Ехорам, который доверял Елисею, сделал все, как предлагал последний. Он осадил Рамоф и был под ним ранен. Вероятно, не без помощи людей Елисея.

Раненному царю пришлось оставить армию под Рамофом и выехать на лечение в город Иезраель, куда прибыл молодой Ахазия из Иудеи.

Узнав, что оба царя в Иезраеле, Елисей предлагает военачальнику Еху (Иеху), командующему армией, осаждающей Рамоф, трон Израиля.

Еху снимает осаду и ведет армию на Иезраель.

Ехорама убили в Иезраеле. Ахазия получил ранение, но смог сбежать от убийц. За ним отправили погоню. Настигли и убили, то ли в районе Шамерона, то ли у Мегиддо.

Еху вступил в столицу Израиля, где устроил бойню. Были перебиты все родственники Ехорама и 42 родича царя Иудеи Ахазии, оказавшиеся в те дни в Шамероне. Еху был провозглашен царем Израиля (правил в 845-818 гг. до н.э.).

А дальше все пошло и вовсе не по первоначальному плану.

В Иудее царица Аталия (библ.: Гофолия), мать Ахазии, перебила всех людей Елисея и взяла власть в свои руки. Начались серьезные гонения на сторонников бога Яхве.

Хазаэль (правил в 845 – 802 (или 796) гг. до н.э.) также изгнал из Дамаска и Арама всех людей Елисея и начал преследовать сторонников культа Яхве.

Еху изгнал жрецов и сторонников бога Ба’ала из Израиля, как просил пророк Елисей, но вместо поклонению богу Яхве ввел в Израиле культ Золотого тельца. Пророка поблагодарили за возможность занять израильский трон, сняли со всех должностей и попросили покинуть Шамерон и земли Израиля.

Итог. Операция Елисея по смене власти в трех государствах была проведена отменно, а вот в кадровой части плана пророк грубо ошибся.

(Источники: Надписи царей Ассирии, Библия, Иосиф Флавий)