В русских сказках встречается выражение: «Сивка-бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Кто может сказать, какого цвета был этот конь? А как выглядит «сивый мерин»? У Н.А. Некрасова есть строки: «Ну, трогай, саврасушка! Трогай! Натягивай крепче гужи!» Ясно, что упоминается масть крестьянской лошадки, но какого она была цвета? Во многих старинных, да и в некоторых современных песнях упоминаются различные масти лошадей. В настоящее время, читая произведения писателей и поэтов прошлых веков, в которых упоминаются масти лошадей, мы уже не можем себе представить, как выглядят эти животные, они стали безлики для нас. За редким исключением, лошади исчезли из обихода людей, а с ними и те названия, которые были с ними связаны. Вспомнился старый конюх, который в начале 70-х гг. был очень удивлён, что научные сотрудники заповедника не умеют ни запрягать, ни распрягать лошадь и всегда просили его это сделать. Но вернёмся к мастям.
Сивая масть – это от светло-серого до темно-серого с сединой. Если лошадь красновато-коричневая, цвета старого соснового бора, то это бурая масть. Каурую масть В.И. Даль описывает так: «Стань рыжеватый светло-буроватый, впрожелть, хвост и грива такие же или светлее, а ремень (имеется в виду полоса по хребту) потемнее, но не чёрный». А вот если лошадь выглядит золотисто-жёлтой, с чёрной гривой и хвостом, по спине которой идёт чёрный ремень, то это будет буланка, самая древняя окраска диких восточных популяций лошадей.
Саврасая масть происходит от дикой «буланой» основы. Лошади этой масти тёмно-жёлтого или грязно-жёлтого цвета, с чёрной гривой, хвостом и концами ног. Кожа у таких лошадей чёрная.
Очень редко встречаются лошади чисто белой масти (альбиносы), у которых, как и положено альбиносам, красные глаза. В древности у многих народов таких животных считались священными и их обычно приносили в жертву богам.
Некоторые лошади становились белыми к старости, потому что они, как и люди, седели.
Название масти «гнедой» учёные выводят из старославянского слова «гнедити» в значении «зажигать». В давние языческие времена на алтарях сжигали жир и мясо жертвенных животных. Пламя огня окрашивалось в тёмно-красный цвет, а дым – в интенсивно-чёрный. Скорее всего, именно так и возникло слово «гнедой», обозначающее масть лошадей красно-коричневого окраса, у которых часть головы и навес блестяще-чёрные.
Если цвет лошади иссиня-чёрный с блестящим отливом, то это вороная масть.
В давно ушедшие от нас времена ещё выделяли караковую, рыжую, мухтаровую, соловую, чалую и чубарую масти лошадей. «Расшифруем» эти названия. В основе слова «караковая» лежит корень «кара» - «чёрный». Следовательно, это лошади тёмно-бурого цвета. Рыжая масть – это однородный светло-жёлтый окрас, мухтаровая – серая с желтизной. Соловая, по В.И. Далю, «желтоватая со светлым хвостом и гривой». Шерсть лошади соловой масти имеет на солнце красивый золотисто-жёлтый блеск.
В названии «чалая» заложен смысл «грязь», то есть цвет не однородный, а это «смесь» разных мастей.
Чубарая масть, именуемая иначе пёстрая, пятнистая, барсовая, вся в небольших угловатых пятнах.
Какое богатство, какой пласт древнейших названий навсегда уходят из нашей речи! И если бы только в этой области! По национальности я русский человек, к тому же немолодой, у меня высшее образование, я много читал, много повидал, но порой у меня возникает ощущение, что я не понимаю современную русскую речь. Часто мне приходится просить внука, чтобы он перевёл мне некоторые места в «псевдорусских» выражениях на мой родной русский язык. Возникает гнетущее состояние, что живу в оккупированной врагами стране, где местные жители вынуждены (а кто-то делает это и с удовольствием!) вставлять в свою речь иностранные слова. Не могу понять, для чего это делается?