Кораблям нового типа "дредноутов" Черноморского русского императорского флота не везло. Для него было заложено четыре артиллерийских корабля типа "Императрица Мария". И у всех у них была печальная судьба:
- "Император Александр III" был интернирован во Франции и пущен на слом
- "Императрицу Екатерина Великая" потопили, чтобы не достался немцам
- "Император Николай I" вообще не был достроен и разрезан на металл
А вот с флагманом Черноморского флота "линкором "Императрица Мария" произошла трагедия, которая до сих пор остаётся тайной из тайн.
Сам корабль был принят в состав Черноморского флота в самый разгар Первой мировой войны - 30 июня 1915 года.
Были проведены приёмочные испытания, которые выявили некоторые погрешности:
- дифферент на нос (посадка «свиньёй»), из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля
- плохая вентиляция артиллерийских погребов, что создавало в них высокую температуру (вместо положенных 30 градусов было 36 градусов)
- не освещённость электрических погребов, что вынуждало матросов ходить по ним со свечами
Но, несмотря на это линкор был принят в состав Черноморского флота.
Больше года "Императрица Мария" активно участвовал в боевых действиях на море:
- С вступлением корабля в строй соотношение сил на Чёрном море резко изменилось. С 13 по 15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-й бригады линейных кораблей («Пантелеймон», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий») в районе Зонгулдака. Со 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-й бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евксинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской десантной операции - Википедия
Утром 20 октября 1916 года на "Императрице Марии" начался пожар, сопровождавшийся шипением (характерный звук при горении пороха). Затем взорвался пороховой погреб и корабль затонул.
Была создана комиссия, которая исследовала три версии гибели линкора:
- самовозгорание пороха,
- небрежность в обращении с огнём или самими пороховыми зарядами
- диверсия
Комиссия выяснила, что матросы из-за тесноты ночевали прямо в артиллерийских погребах, что было нарушением всех инструкций. Также, было установлено, что матросы использовали обшивку пороховых зарядов для починки обуви.
Но комиссия не приняла к сведению эти факты, посчитав их малозначительными для взрыва пороховых погребов.
Поэтому основной версии считался злой умысел (диверсия).
У немцев в то время, уже были миниатюрные взрыватели для диверсий. И немецкая агентура вполне могли проникнуть на "Императрицу Марию" под видом мастеровых. В день таких рабочих набиралось до 150 человек, которых даже не проверяли, и они работали на линкоре с ночёвкой.
Уследить за всеми этими рабочими было практически не возможно!
Работали рабочие и в ночь перед взрывом. И по словам очевидцев они шныряли даже по пороховым погребам.
Но и версию диверсии не стали раскручивать. В случае если был бы доказан факт диверсии, то надо было бы арестовать и командующего флотом Черного моря вице-адмирала Александра Колчака за халатность.
Кроме немцев линкор могли взорвать и революционеры. После его гибели были проведены обыски у всех неблагонадежных в Севастополе. Но ничего обнаружено не было.
Что интересно, после взрыва на "Императрице Марии" в европейских газетах появились фотографии, на которых изображён весь ход того, как погибал корабль.
Схож со взрывом "Императрицы Марии" случай с британским линейным кораблем "Вэнгард", который взорвался в Скапа-Флоу в 1917 году. Также тогда взорвались три итальянских линкора. Все они вполне могли быть взорваны немецкими диверсантами.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!