В интервью Православному исследовательскому центру "Хризма" известный молдавский церковный эксперт и общественный деятель Виктор Иванович Жосу рассказал об актуальных вопросах жизни Православной Церкви в Молдове. Эксперт выразил надежду на то, что новые власти Молдовы не заинтересованы в росте конфессиональной напряжённости, а также рассказал о проблеме церковного раскола в Молдове.
- Виктор Иванович, какие последствия для церковной ситуации в Молдове могут иметь результаты выборов, на которых победила партия «Действие и солидарность», основанная Майей Санду? Некоторые православные бьют тревогу, говоря о возможности поддержки унионистских и автокефалистских проектов новой властью; другие же считают, что политика в отношении Церкви будет нейтральной. Есть ли основания для тех и других суждений?
- Ни от священников Православной Церкви Молдовы, ни от молдавских верующих я такого рода опасений пока не слышал. Они мелькают в некоторых СМИ, но я отношу их к отголоскам минувшей предвыборной кампании, политические страсти все никак не улягутся. Раз победу одержала прозападная партия, в стане проигравших кое-кто пытается спрогнозировать некую напряженность уже и по церковной линии.
Я при всем том надеюсь, что новая власть попытается придерживаться в отношении Церкви нейтральной позиции. Эта моя надежда связана в первую очередь с тем, что президент Майя Санду пытается во всем быть противоположностью своего предшественника Игоря Додона. В частности, Додон на протяжении своего четырехлетнего мандата многократно и активно использовал в пропагандистских целях религиозный фактор: объявлял себя и свою Партию социалистов защитниками Православия, публиковал фотографии своих встреч с Патриархом Кириллом, поездок с соратниками по партии на Афон, посещений как в одиночку, так и с членами семьи молдавских храмов и монастырей. Подобный пиар постоянно вызывал в ответ со стороны его оппонентов обвинения о вовлечении Церкви в политику, причем звучали они не только в адрес самого Додона, что справедливо, но часто и несправедливо и в адрес самой Церкви. Полагаю, что теперь Санду будет пытаться на контрасте подчеркивать свою светскость и секулярность – ни «за», ни «против» Церкви.
Каких-либо заслуживающих внимания автокефалистских настроений в молдавской церковной среде я не наблюдаю. Гипотетически нельзя исключить попыток активизации деятельности по линии "Бессарабской митрополии". Но это лишь в случае, если США удастся вовлечь в свой глобальный проект, направленный против Русской Православной Церкви, еще и Румынский Патриархат. Думаю, что на самом деле этого не хотят ни в Бухаресте, если иметь в виду священноначалие Румынской Церкви, ни в Кишиневе, где такой поворот событий не устроил бы не только Митрополию Кишинева и всея Молдовы в составе Московского Патриархата, но и светскую власть. Майе Санду, насколько могу судить, тоже не нужен рост напряженности в обществе, связанный с религией.
Конечно, если американцы начнут давить, президенту Санду, учитывая ее геополитическую зависимость и надежды на западную поддержку, придется нелегко. Не берусь предсказывать, как при таком развитии ситуации поведет себя новая молдавская власть. Не люблю вступать на скользкий путь предположений, надеюсь все-таки, что до подобной ситуации дело не дойдет.
- Виктор Иванович, в 2012 году вышел составленный Вами сборник «Восстановить единство», в котором анализируется ситуация с существованием в Молдове «Бессарабской митрополии» Румынской Православной Церкви. В сборнике говорится о необходимости решать проблему церковного разделения в Молдове на основе святых канонов. Что изменилось за почти уже 10 лет? Сохраняется «статус-кво», или же есть подвижки либо к уврачеванию раскола, либо, наоборот, к возрастанию влияния Бессарабской митрополии?
- Я бы охарактеризовал ситуацию с этим церковным конфликтом как законсервированную. Причем движения нет ни в ту, ни в другую сторону.
Нет движения в сторону понимания, если можно так сказать, на уровне коллективного молдавского церковного сознания того обстоятельства, что «Бессарабская митрополия» возникла вследствие раскола внутри канонической церковной структуры, коей на тот момент являлась Кишиневская и Молдавская епархия Русской Православной Церкви. И даже если Румынская Православная Церковь включила это раскольническое образование в свой состав, использовав прием «воссоздания Бессарабской митрополии», которая функционировала у нас в период между двумя мировыми войнами, сам факт раскола из современной истории церковной жизни не сотрешь. А, значит, рано или поздно, но должно прийти и понимание того, что без покаяния людей, которые этот раскол учинили, говорить о полноценном урегулировании конфликта будет невозможно. Даже при условии, что Московский и Румынский патриархаты, допустим, когда-то найдут некую взаимоприемлемую церковно-организационную форму для решения вопроса, на что, в частности, уповает руководство Православной Церкви Молдовы во главе с митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром.
Проблема заключается не в том, чтобы тыкать в кого-то пальцем и обзывать раскольниками. Но и не замечать явные несоответствия тоже нельзя. Например, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил могут сослужить, могут совместно совершать Божественную Литургию, и происходит это в полном соответствии со священными канонами – а священники Кишиневско-Молдавской митрополии сослужить со священниками «Бессарабской митрополии» не могут. Во всяком случае до тех пор, пока конфликт не будет разрешен каноническим путем. А он предполагает покаяние тех, кто в своей время, в 1992 году, учинив раскол, нанес рану телу Церкви. Рану, которая все еще не зарубцевалась.
Хотя и не кровоточит. Потому что я бы не сказал, что наблюдается какая-то особая активность по церковной линии и со стороны Румынии. Да, в мае 2018 года Синод Румынской Церкви избрал двух викарных епископов для «Бессарабской митрополии», кое-где возводятся новые храмы, на них назначаются настоятели, из Бухареста систематически финансируется благотворительная и издательская деятельность. Но говорить о мало-мальски заметном притоке в нее верующих не приходится. Православные Республики Молдова предпочитают традиционно ходить в церкви Митрополии Кишинева и всея Молдовы.
- Имеются ли случаи перехода из «Бессарабской митрополии» в Православную Церковь Молдовы, а также в обратном направлении – в «Бессарабскую митрополию»? С чем связаны эти случаи?
- Отдельные случаи были и будут, пока существует сама эта ненормальная ситуация. Кое-кто склонен считать, что переходы в «Бессарабскую митрополию» вызваны тем обстоятельством, что Румынская Церковь, в отличие от Русской, получает финансирование из госбюджета, священники там фактически приравнены к статусу госслужащих. Естественно, получают зарплату от румынского государства и служащие «Бессарабской митрополии». Но я не считаю этот фактор определяющим. Во-первых, никакого массового перехода не было и нет, речь об отдельных казусах. И, во-вторых, есть и случаи возвращения в лоно канонической Церкви.
Главным мотивом всех этих переходов является несогласие того или иного священника с правящим архиереем, то есть непослушание. Собственно, оно всегда лежит в основе любого современного церковного раскола. Это внешние, политические обстоятельства могут различаться, но в основе каждого внутрицерковного нестроения – человеческий конфликт. К счастью, такого рода случаи, если говорить о ситуации с «Бессарабской митрополией», все-таки исключение.
- Сегодня мы живём в условиях кризиса межправославных отношений и активного продвижения автокефалистских проектов. Влияет ли, может ли повлиять нынешнее положение в межправославных отношениях и действия Константинопольского патриархата на проблему церковного разделения в Молдове?
- Прямого влияния на молдавскую церковную ситуация экспансионистская политика Фанара не оказывает. Проблема «Бессарабской митрополии» является проблемой двусторонних отношений между Московским и Румынским патриархатами, между двумя самыми крупными по численности Поместными Православными Церквами. Смею надеется, что не только Патриарху Кириллу, но и Патриарху Даниилу совсем не нужно, чтобы в эти отношения встрял еще кто-то третий. Тем более в ситуации кризиса в мировом Православии, вызванного действиями Константинопольского патриархата на Украине.
Если же говорить о косвенном влиянии, то, разумеется, молдавские священнослужители, а также миряне, которые традиционно совершают паломнические поездки в Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, в другие известные украинские монастыри, в тот же Бэнченский, не могут не сочувствовать украинским братьям и сестрам во Христе, от которых фактически отвернулось родное государство. И рейдерские захваты храмов раскольниками из ПЦУ, и избиения священников и мирян, и принимаемые Верховной Радой дискриминационные законы, направленные против Украинской Православной Церкви – все это, конечно, не оставляет равнодушными православных Молдовы.
- Каковы основные проблемы церковной жизни в Молдове на современном этапе?
- Сегодня для Республики Молдова главная социальная проблема – бедность. Она порождает другую проблему, уже духовного свойства – безысходность. Страна испытывает сильнейший демографический кризис, вызванный трудовой миграцией, оттоком трудоспособного населения за рубеж. Это не может не сказываться и на церковной жизни.
Как выжить сельскому священнику, у которого семья, которому нужно поддерживать в надлежащем состоянии храм, постоянно что-то ремонтировать, зимой отапливать и т.д., если в селе осталась дюжина старушек с мизерными пенсиями? Вот одна из проблем. Потому что прекратить служить батюшка не может. Есть случаи, когда матушки, не выдержав, уезжают на заработки в ту же Италию или еще куда-нибудь. Когда и чем могут, правящие архиереи, а сегодня Православная Церковь Молдовы насчитывает шесть епархий, стараются помочь, но и их возможности ограничены.
В подобной ситуации язык не поворачивается говорить о необходимости проведения с верующими, особенно в селах, катехизаторской работы, обучать их основам вероучения. А ведь это тоже проблема, и одна из актуальнейших, и стоит он давно. А еще остро стоит информационная проблема, молдавские священники и верующие плохо или совсем не информированы о проблемах и жизни своей Поместной Церкви – Русской Православной. Список проблем можно было бы продолжить, он достаточно велик.
- Виктор Иванович, украинский кризис показал в числе прочего высокую актуальность богословских и церковно-исторических исследований. Был, например, выпущен замечательный сборник, посвящённый вопросам воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. Недавно в Киеве вышла история Украинской Православной Церкви. Применительно к Молдове, какие темы и вопросы Вы считаете наиболее актуальными для церковно-исторической, каноническо-богословской проработки?
- Канонические и богословские проблемы – не моя сфера. Что касается церковной истории и ее роли в жизни современной православной Молдовы, я бы назвал несколько пунктов, которые мне представляются актуальными.
3 сентября нынешнего года исполнится пять лет со дня канонизации митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони), основателя и первого правящего архиерея Кишиневской епархии, отметившей в 2013 году свое 200-летие. Очень хотелось бы, чтобы ежегодно в сентябре в Кишиневе проходили Гаврииловские чтения, организуемые в честь этого святого, которые были бы посвящены различным проблемам молдавской церковной жизни, как историческим, так и современным.
Что касается написания фундаментального труда по истории Православной Церкви Молдовы, сегодня такая задача представляется мне неподъемной, говорить об ее решении преждевременно. Отдельные работы на исторические темы, касающиеся прошлого церковной жизни края, время от времени появляются, но все это происходит спорадически, благодаря инициативе и энтузиазму самих авторов. В связи с этим есть проблема перевода на румынский язык изданий, вышедших на русском. Очень не помешало бы перевести и издать на румынском языке книгу протоиерея Николая Флоринского о жизни и служении святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони), книгу исторических очерков Ларисы Шориной «Под одним омофором» о служении на Кишиневской кафедре в период 1813-1918 годов иерархов Русской Православной Церкви.
Учитывая наличие в Республике Молдова фактора двуязычая, а также соседство с Румынией, проблему переводов с русского на румынский совсем не помешало бы решить централизовано. Например, переводить, а затем издавать в Кишиневе ежеквартальный дайджест наиболее актуальных материалов «Журнала Московской Патриархии», в первую очередь посвященных позиции Русской Православной Церкви относительно того же кризиса межправославных отношений, ее оценке действий Константинопольского патриархата. Смею утверждать, что такая публикация была бы крайне необходима не только молдавским священнослужителям, но и с интересом читалась бы в церковных кругах Румынии. Но решить ее сегодня Молдавской митрополии не по силам, говоря о централизованном решении, я имею в виду Москву.
И, конечно же, православным необходимо вести системную работу в молдавской информационной среде, причем непременно на двух языках.
При оформлении публикации использованы иллюстрации из открытых источников интернета.
Подбор иллюстраций осуществлён Центром "Хризма".