Вспоминаю часто, как в школе учительница вслух читала «Белый Бим Чёрное ухо» Гавриила Троепольского. Тишина стояла мертвая, все переживали за Бима, один из мальчиков не выдержал и навзрыд заплакал. Прошло много лет, но мы запомнили этот урок навсегда. Повесть «Белый Бим Чёрное ухо», была опубликована 50 лет назад в первых двух номерах за 1971 год в журнале «Наш современник». «Мне хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Ведь повесть не о собаке. Собака -лакмусовая бумажка», - говорил писатель. Он не ожидал такого успеха повести - не думал, что её поймёт сразу так много людей. Гавриил Троепольский работал сельским учителем, затем агрономом и селекционером. Большой успех и признание к Троепольскому пришли после выхода повести «Белый Бим Чёрное ухо», когда писателю было 66 лет. Исследователи творчества Гавриила Троепольского считают, что прототипом Бима была охотничья собака писателя по кличке Лель. Повесть появилась практически сразу после того, как умер любимый пёс писателя. Троепольский поведал сентиментальную историю преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Хозяина, Ивана Ивановича, бывшего журналиста, а ныне философствующего охотника и военного, из-за беспокоящего осколка в груди внезапно увозят на операцию в московскую больницу. Собака в поисках хозяина встречает множество людей, добрых и злых, старых и молодых, и все они описываются глазами собаки, сквозь призму ее восприятия. Конец повести трагический: пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки. Иван Иванович очень спешил, чтобы забрать своего Белого Бима Черное ухо из приюта, куда его посадили после отлова, но не успел. «Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Ногти передних лап налились кровью… Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия - больше ничего»,- пишет Троепольский в своей повести. Троепольский имел основания с болью сказать: «Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно – тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру… Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча». 5 сентября 1998 г. в Воронеже на площади перед входом в местный Театр кукол «Шут» Биму был открыт памятник работы местных скульпторов -Эльзы Пак и Ивана Дикунова. Авторы начали работу над ним в 1985 г. на собственные средства. Фигуру отливали в Пензе. Троепольский консультировал мастеров и давал советы по созданию памятника, но до его установки, увы, не дожил.
http://catalog.biblioteka-geo.ru/index.php?lvl=notice_display&id=30529