Глава восьмая
Реформа образования
Вторым фактором угнетающим и разрушающим всю страну было образование. В сфере образования давно царило немалое напряжение. Дети, далеко не всегда, получали те оценки, которых заслуживали, подкупленные преподаватели подтверждали дипломы. Само значение диплома о высшем образовании стояло под угрозой. Деньги родителей действовали в жизни детей с самого начала, а о качестве образования нечего было и говорить. Специалистов своего дела становилось все меньше. Поэтому Ирина предложила новую реформу образования.
Выступление на конференции.
У меня есть предложение провести новую реформу образования.
Первый аспект - нужно изменить учебники.
Второй - отмена экзаменов
Третий - нужна система отбора учеников по способностям.
В зале поднялся шум. Кто, о чем говорил не понятно, но видно, что эта тема задела многих. Но Ирина продолжала:
Я объясню, а если у кого-то останутся вопросы, потом я отвечу.
Первое. Метод тестирования, обширно внедренный прошлой реформой, отупляет детей. Думаю, всякий кто когда-либо отвечал на какой-нибудь тест, ощутил на себе чужую, ведущую руку. И чем примитивнее предложенные ответы, тем более жесткое это водительство. Можно сказать, рабство в интеллектуальном смысле. Я, отвечая, всегда думала, а если я хочу ответить по -другому? Пренеприятнейшее ощущение! Так же, из учебников нужно убрать, примеры из взрослой жизни, и нереальные примеры. Ну зачем детям кто у кого что-то украл, или кого-то убили. Или сколько яиц может снести петух? Это было просто издевательство над душами детей.
Потом эти примитивные картинки... Чтобы воспитать у детей понимание действительно красивого, им нужно это красивое с детства показывать в книгах и учебниках. Так же сама тема оформления, для начала - букваря. Там должны быть герои наших сказок, позитивные и не примитивные лица. Лица, нарисованные профессионально художниками реалистами.
На уроках неплохо было бы ввести научно-популярное видео. По биологии, например, о животном мире, поведение изучаемых животных было бы более наглядно и интересно ученикам. По литературе можно было бы просмотреть экранизацию классического произведения и потом обсудить, что именно изменили авторы фильма, а что соответствует написанному. Исторические хроники так же придали бы больше реальности в глазах учеников нашей истории. Одно дело, когда тебе обобщенно говорят, что, например, люди во время второй мировой войны, не имея конвертов, переписывались с помощью треугольников, а другое дело увидеть этот треугольник на фото или видео. Так же неплохо было бы возобновить посещение музеев классами. Где-то это еще сохранилось, но этого недостаточно.
Второе. Отмена экзаменов. Дети не реализуют все свои способности, часто из-за психологических проблем. Им трудно ответить правильно на экзамене, потому что они очень нервничают, переживают, смогут ли сдать. Такие экзамены вообще не могут служить показателем знаний, и сколько не контролируй, все равно будут списывать, с помощью наушников, шпаргалок или подкупленных учителей. Поэтому я считаю, что экзамены вообще надо отменить, и судить о знаниях ребенка по текущим оценкам. Важно, как ребенок учился весь год, и знает ли он на самом деле предмет, а не то, что он написал на экзамене.
Третье. Переформирование учеников. Я предлагаю ввести такую систему - весь год ребенок набирает определенное количество баллов. В конце каждого года, мы переформируем состав классов в соответствии со знаниями учеников, так, чтобы в классе учились дети одного уровня знаний, и те кто лучше успевают, могли пройти школьную программу раньше. Вполне возможно, у нас будут классы, которые еще в стандартном школьном возрасте перейдут на университетские программы. Конечно, не по всем предметам. Для лучшего определения профориентации, мы составим опросник, по всем областям человеческого знания, на уровне каждого класса, и посмотрим, кто из детей к чему больше тянется. Надо помочь им найти себя, свое дело, до того, как они войдут во взрослую жизнь. А те, кто будет хуже учиться и останется на второй год, а эту систему снова необходимо вернуть, будет учиться среди таких же детей. Насмехаться или унижать его за неуспеваемость будет некому. В его классе все будут такие. По моему мнению лучше пусть ребенок посидит второй год в одном классе, и что-то усвоит хотя бы на уровне шестого, седьмого класса, чем выйдет из школы, притянутый как говорится за уши, а по факту ничего не будет знать. Ни для кого не секрет, что многие останавливаются на пятом или седьмом классе по знаниям, а потом только терпят школу, а школа терпит их. Так пусть лучше они этот седьмой знают хорошо. Конечно, ни о каком поступлении в высшее учебное заведение, для таких детей речи быть не может. А может оно и к лучшему. Нам не придется выслушивать возгласы вроде "зачем мне этот диплом", "к чему мне интегралы". Если ты до них дошел и выучил, значит ты будущий классный специалист, и без работы по профессии не останешься.
Этот проект сначала не встретил одобрения.
Поднялась женщина, строгого вида, наверняка учительница со стажем.
"Как это без экзаменов? Это же система!"
Это коррумпированная система. Пока у нас оценки будут продаваться, мы никуда не продвинемся. Не сделаем прорыв в науке. Нам нужен результат, или сохранение привычных устоев? Надо ввести уголовную ответственность за ложные оценки, тогда наши преподаватели задумаются, стоит ли подставлять результаты экзаменов. Когда их ученик сделает серьезную ошибку на рабочем месте и от этого пострадают люди, кто за это будет отвечать? Теперь, чтобы разобраться кто действительно имеет знания, нужно создать специальную комиссию, нужно проверять людей на рабочих местах. Давайте уже сейчас сделаем все возможное, чтобы не создавать себе этих проблем в будущем.
Мужчина, видимо психолог, тоже задал вопрос.
"А как же с социальной адаптацией, если классы будут переформировываться каждый год?!"
Ирина отвечала
Какая социальная адаптация у "белых ворон"? Ребенок, которого преследовали в школе, обычно наоборот замыкается в себе, и не может реализовать свои способности. А замыкается он, потому что на него давят менее способные ученики. Вы считаете лучше, когда один у другого списывает? Почему умных детей называют ботаниками? Имеется в виду, что они безвольные как овощ. Умненькие дети часто запуганы, и не могут учиться так, как могли бы, находясь они в более спокойной обстановке. В классе, где все дети учатся хорошо, некому превозноситься, никто не будет унижать другого. И так же, у детей будет стимул учиться хорошо всегда, а не только на контрольных. Потом, я же не говорю, что дети будут сами знать свой уровень обучения. Конечно, сравнивая школьную программу, они будут в какой-то степени догадываться, кто в каком классе, на каком уровне обучения, но вся информация, будет только у их непосредственных учителей. Конечно, родители вправе знать, на каком уровне их ребенок, и придется ли ему в будущем идти в армию. Но разве не лучше способным детям сразу дать возможность обогнать других и вполне проявить себя? Я бы даже хотела, чтобы дети были расформированы по темпераменту. Как трудно меланхоликам рядом с холериками! Я это по себе знаю. А если ребенок холерик и к тому же еще и немного туповат и понимает это, он становиться вообще агрессивным. О каком качестве образования может идти речь, если способный ребенок должен все время отбиваться от таких детей. Хорошая у него социальная адаптация получается?
И потом от родителей много зависит. Думаю, что с самого начала, нужно формировать разные первые классы. С одними детьми родители занимаются, вкладывают в них время, силы, книги покупают, и их дети многое знают, сразу умеют читать, писать. А другие этому только учатся. Что происходит с ребенком который, знает больше? Он скучает и ленится. И соответственно, не прилагая усилий, теряет свои способности и возможность получить высшее образование. А мы, как страна, теряем гениального ученного. Теряем то, что он мог разработать и изобрести.
Было много отзывов в прессе, обсуждений на аналитических программах, опрашивались специалисты, подробно обсуждались все "за" и "против". И все-таки проект приняли. Разработка новых учебников, ни у кого не вызвала возражений, также, как и отмена метода тестирования, почти все люди, связанные со школой, давно были против этого.
По госзаказу были разработаны новые учебники. Четкие картинки изображали героев русских сказок, профессионально украшенные буквы, вызывали желание их хорошо рассмотреть и запомнить. Учебник стали покупать даже давно закончившие учиться, и не для детей, а для себя, из патриотических и эстетических соображений. Так были переработаны все учебники, все следы западной системы образования, например, такие как метод тестирования, и нереальные, непрактичные задания, были удалены.
Следующее покушение не заставило себя долго ждать. Видимо не одному человеку Ирина перешла дорогу этим проектом. Рик и Ник прочитали в интернет. "Убита по дороге там-то, на таком-то километре..." Они сразу же перенеслись туда. Они решили, что Рику как младшему легче будет вовремя оказаться на месте. На дороге упавшее дерево, президентский кортеж остановился, и Ирина неразумно выглянула посмотреть, что там. Рик, успевший вскочить на крышу автомобиля, вовремя опустил приспособление будущего, напоминающее небольшой щит, и отразил пулю. Присоски, расположенные у него на внутренней части ладони, помогли ему удержаться на гладкой поверхности. Пуля рикошетом ударила в дверцу машины изнутри. Охрана быстро закрыла двери, и они уехали с места происшествия. Долго они потом гадали, как такое могло случиться. Рик вовремя спрыгнул на землю и пошел к Нику. Стрелок скрывавшийся среди деревьев чертыхнулся и стал звонить. " Шеф, сорвалось" Рядом стоящий Ник словил номер новейшим приспособлением. Ветка под его ногой треснула, стрелок испуганно оглянулся, быстро собрался и уехал.
Ну что? будем искать заказчика? Спросил Ник у подошедшего Рика.
А, зачем? Может быть всей нашей жизни не хватит, все случаи реальной опасности перебрать. Получится покушение - помешаем, нет, давай не будем тратить на это время.