С 29 июня 2021 года Федеральным законом* установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. О том, для чего был принят данный закон, как ведется работа по установлению собственников ранее учтенной недвижимости и какой эффект ожидается, рассказывает руководитель Управления Росреестра по Белгородской области Евгений Кошель.
В чем суть нового закона и для чего он принят?
В целом в России, в том числе в Белгородской области, существует большое количество объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и у которых отсутствуют сведения о правообладателях. Здание, помещение или земельный участок может годами стоять на кадастровом учете, но государству ничего не известно о его собственнике, поскольку правообладатель не установлен. Такие владельцы недвижимого имущества, в свою очередь, не могут им распорядиться — продать, подарить или сдать в аренду.
Чтобы навести порядок в этом вопросе, понимать, сколько таких объектов и кому они принадлежат, и был принят данный закон.
Какие объекты можно отнести к ранее учтенным?
Ранее учтённые объекты недвижимости — это те, права на которые возникли до 31 января 1998 года, когда вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»**, а также объекты, в отношении которых был осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Это могут быть как земельные участки, так и объекты капитального строительства — здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства.
Каким образом будут искать правообладателей ранее учтенной недвижимости и как это затронет самих граждан?
Органы местного самоуправления наделены полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Работа строится на межведомственном взаимодействии с налоговыми органами, органами технической инвентаризации, органами записи актов гражданского состояния, Пенсионным фондом, нотариусами – поднимаются сведения архивов и анализируются все имеющиеся документы. Важно отметить, что правообладателю не придется ходить по инстанциям и собирать документы – это работа госорганов и муниципалитета.
В случае выявления собственников ранее учтенных объектов недвижимости муниципалитеты проинформируют их об этом и в случае отсутствия возражений от этих граждан, самостоятельно направят в Росреестр заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений о правообладателе.
Важно отметить, что, если гражданин получит проект решения о выявлении его как правообладателя конкретного объекта недвижимости и не будет согласен с этим, то он вправе направить возражение в течение 45 дней.
Сохраняет ли новый закон заявительный характер регистрации прав собственности на недвижимость?
Безусловно! Закон не ограничивает граждан в возможности зарегистрировать права на имущество по своему усмотрению! Государственная регистрация права в ЕГРН носит заявительный характер и, в то же время, является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а также основой гарантии конституционных прав граждан на владение, пользование и распоряжение своим имуществом.
Правообладатель по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права, воспользовавшись преимуществом электронной подачи заявления через «личный кабинет» правообладателя сайта Росреестра, или обратиться в ближайший офис МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 на объект недвижимости, не взимается.
Гражданам необходимо понимать, что в случае принятия решения органом местного самоуправления о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и направления заявления в орган регистрации прав – Росреестр внесет сведения о правообладателе соответствующего объекта недвижимости, а не осуществит государственную регистрацию права собственности, которая имеет заявительный характер.
Реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в отношении граждан, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.
Какой эффект ожидается от нового закона, который вступил в силу 29 июня 2021 года?
Последовательная совместная работа Росреестра с муниципалитетами, направленная на установление актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта, положительно отразится на исполнении государственных полномочий и защите имущественных интересов правообладателей недвижимости. Это означает, что право собственности на объекты недвижимости позволит правообладателям рассчитывать на получение возмещения убытков при ограничении прав на землю или при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Помимо этого, открывается возможность получения согласования местоположения границ земельных участков и решения вопроса о лице, который несет бремя содержания объекта недвижимости.
Реализация закона позволит выявить самозахваты земли, а также объекты, которые явно находятся у кого-то в пользовании, но это не отражено ни в одном реестре, а также позволит исключить из ЕГРН неактуальные сведения об объектах недвижимости в случае фактического прекращения существования таких объектов.
Таким образом, практическая реализация Закона во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН сведений с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных интересов правообладателей ранее учтенной недвижимости. Полнота данных ЕГРН существенным образом окажет влияние на инвестиционную, экономическую и социальную привлекательность региона.
*Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
** Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»