По материалам газет дореволюционной России
Матрена. Приехала она в Служит у моих знакомых по дому горничная столицу лет пять назад, а до того проживала в деревне у своего папаши и мамаши. Но время идет, и пора и честь знать с родительского дома. А у родителей, помимо нее еще пять ртов мал-мала-меньше, и тяжело им лишний кормить. Потому и подалась Матреша наша в Питер на заработки. Приехала, денег с собой родители не много дали, только на неделю может и хватит, потому как сими небогаты. И думала наша девушка, куда податься на работу. Хотела на огороды, да ее отговорили.
- Куда тебе на огороды идтить, там токма двугривенный в день и заработаешь, а наломаешься целый день в грязи. Ступай лучше на место, даже на малое жалование. А там пооботрешься, отполируешься, будешь и хорошие деньги получать.
Наша Матреша, послушав совета, так и сделала. Поступила сначала в подгорничные и была у всей прислуги в доме, да и самой барыни на побегушках. Но, между делом, смекнув что почем, начала она подсматривать за горничной, как та выполняет свою работу – как барыне голову укладывает, как белье хозяйское складывает, как сапоги главе семьи чистит и все другие комнатные премудрости. Постепенно, ежели та не успевает, то может в ейней работе и помочь. А девушка она молодая, деревенская, бойкая, со смазливым личиком, шипче все делает. Понравилась она барыне, да та и рассчитала старую, а Матрену взяла на ее место в плату 6 рублей, хозяйские харчи, место для ночлега и два передника на зиму. «И на том слава Богу», - так думала Матрена.
Вскоре она перезнакомилась с другими такими же горничными в доме. А те, как узнали, что та получает шесть рублей, начали ей нашептывать:
- Да что ты, милая, за шесть рублей работаешь. Ты нам все цены посбиваешь. Из нас никто менее десяти рублей не берет, да и чтобы комната отдельная была, и чтобы гостей можно было принимать.
Покумекала о том Матреша, да в один день возьми, да и ляпни хозяйке, мол:
- Как хотите, барыня, а менее чем за 10 рублей я тут не останусь. Да чтобы комнату мне отдельную, чтобы я знакомых могла принимать.
- Да откуда у тебя знакомые, ты ведь в городе никого не знаешь, - отвечала ей барыня.
- Нет, так будут, - ответила с пафосом барыне Матрена.
И действительно, знакомство скоро у нее завелись – писарь военного ведомства, да приказчик из соседней лавки, где Матрена покупала булавки и всякую галантерею для барыни.
Однако десять рублей Матрене так и не дали. Тогда она рассчиталась с места и пошла горничной к певичке императорских театров Разуваевой. На новом месте очень весело. Каждый вечер после концертов у дверей квартиры толпятся молодые и не очень люди – поклонники таланта хозяйки. Да и гостей у ней в доме по вечерам – не перечтешь. И каждый норовит чтобы горничная передала записку своей барыне, или же букетик цветов, в котором так же находится послание. А за то они Матрену благодарят, конечно же копейками, иногда и очень щедрыми. Матреша, как смышленая бабенка, этим с большим удовольствием и пользовалась.
И уже у нее спрашивают совета желающие найти себе подобное место.
- Посоветуй, Матреша, как мне к месту пристроиться.
- Как. Да вот сначала иди в «горничные за лакея» к старому богатому человеку. И заживешь там сама как барыня.
И через некоторое время можно видеть в газете объявление: «К одинокому желает поступить молодая горничная за лакея».