Найти тему
ДЕРЕВЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ

Фильму Леонида Гайдая "12 стульев" - 50! С юбилеем!

-2

Летом 1971 года на экраны страны вышла комедия Л. Гайдая по роману И. Ильфа и В. Петрова «12 стульев». Юбилей!
Лента хоть и собрала 40 млн зрителей, была неоднозначно встречена критикой, особенно либеральной. Наверное, это и вправду не лучший фильм великого комедиографа. Но то, как высказался о нем, скажем, классик советского кино Григорий Козинцев : «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот», - выходит за грани приличия. Лично у меня, как и у многих других, главная претензия к исполнителю главной роли. Остапа мог сыграть практически утверждённый Владимир Высоцкий, но накануне съёмок запил… В силу разных причин, а Гайдай просматривал практически всех ведущих артистов страны, от Никулина с Папановым до певца Муслима Магомаева ( кроме Олега Табакова, о чём впоследствии жалел ), роль досталась малоизвестному Арчилу Гомиашвили. У созданного им образа есть свои ценители, но… Впоследствии, актёр и режиссёр ругались и мирились, в конце жизни Гайдай признал, что ошибся, пригласив его на роль Остапа.
Бендеров в кино было несколько. Наиболее убедительные — Сергей Юрский в «Золотом телёнке» М.Швейцера ( 1968 ) и Андрей Миронов в телесериале М.Захарова ( 1976 ), но вершины, наверное, не достигли и они. Юрского почти переиграли Зиновий Герд и Леонид Куравлёв, в ролях Паниковского и Балаганова. Миронов был бы идеален, если бы поменьше пел, но там обязывал жанр полу-театральной постановки. Очень неожиданным оказался Сергей Крылов в фильме Василия Пичула «Мечта идиота» ( 1993 ) и совсем провальным Олег Меньшиков в ещё одном сериале 2005-го. Каждый сам выбирает лучшего, число Остапов множится — в этом году уж точно!

-3

Напоследок, хочется прояснить один нюанс. В романе у Великого комбинатора очень длинное полное имя — Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-Бей и он сын «турецкоподданного». Многих, в том числе и Гайдая, это ввело в заблуждение, когда он проводил пробы — Остап не был сыном турка. У его отца было гражданство Османской империи. Хитрые одесские евреи получали турецкий паспорт, чтобы увильнуть от воинской повинности и не платить российские налоги. ( Что очень напоминает некоторых современных деятелей! ). Современникам Ильфа и Петрова это казалось понятным, а позднее перестало и возникла путаница. Тем более, что авторы сами вставили в его уста фразу «потомок янычар», путь и явно шутливую...