Можно подвести итоги конкурса на строительство многофункционального аварийно-спасательного судна проекта IBSV02 в интересах ФГБУ "Морспасслужба". По итогам процедуры ФКУ "Дирекция госзаказчика" заключила контракт с турецкой компанией "Сефине Денизджилик Терсанеджилик Туризм Санайи ве тиджарет А.Ш.".
Судя по всему, организаторы конкурса были бы рады отдать заказ отечественным корабелам, однако никто из них на участие в торгах не заявился. По данным сайта госзакупок, госконтракт стоимостью 13,2968 млрд рублей заключен с компанией, подавшей единственную заявку.
Низкий интерес к конкурсу можно было бы объяснить тем, что судно достаточно сложное. Оно предназначено для аварийно-спасательного дежурства в районах судоходства, рыбного промысла, нефте- и газодобычи. Судно не будет иметь ограничений по району плавания, включая трассы Северного морского пути.
Длина судна проекта IBSV02 составит 118 м, ширина – 26 м, осадка – 8 м, дальность плавания – 5000 миль, мощность – 18 МВт, ледовый класс – Icebreaker7.
По информации Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота), новое судно станет наиболее мощным судном ледового класса в составе флота "Морспасслужбы".
В то же время проект IBSV02 разработан на основе проекта IBSV01, по которому в 2018 году на Выборгском судостроительном заводе по заказу "Газпром нефти" были построены суда ледокольного обеспечения "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий". Вряд ли новый проект стал намного сложнее. Скорее, наоборот: уменьшилась мощность, отсутствует носовая винторулевая колонка.
В последние годы намечается тенденция по выбору российскими заказчиками турецких верфей. Например, среди рыболовецких компаний. Зачастую часть серии промысловых судов строится в Турции, часть – в России в рамках программы инвестиционных квот.
Есть и заказчики с государственным участием. Так, на условиях субподряда в Турции по заказу ФГУП "Росморпорт" строятся два грузовых парома для линии Усть-Луга – Балтийск. Победителем недавнего конкурса на строительство плавучего дока для обслуживания атомных ледоколов ФГУП "Атомфлот" стала турецкая компания.
Причин, по которым в конкурсах российских заказчиков побеждают турецкие верфи может быть несколько. Среди них – отработанные технологии постройки сложных судов, более низкие накладные расходы из-за климата и географических условий, возможность поставки иностранного оборудования без санкционных рисков.
Другое дело, что российские верфи в последнее время даже не подают заявки на участие в таких конкурсах. Конкурентная борьба зачастую разворачивается между иностранцами. Например, за право постройки плавучего дока для "Атомфлота" боролись две турецкие и одна китайская компании.
Выходит, предлагаемые заказчиками условия российских корабелов не устраивают. Это повод задуматься о перспективах развития отечественного судостроения.
Судно проекта IBSV02 стало не единственным, завод-строитель которого определился этим летом. Об итогах других конкурсов общей стоимостью 37 млрд рублей канал "Судострой" рассказывал ранее.