Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
Наступили очередные выходные и опять я спешу к своему самодельному верстаку заняться резьбой по дереву – вырезанию деревянных ложек. Хотя в запасе имеются различные породы древесины (вишня, слива, калина, яблоня, боярышник, дуб и др.) я снова в качестве сырья выбираю древесину яблони – не смотря на высокую твёрдость и сложность в обработке мне очень нравится структура и игра этого дерева.
Больше года назад я вырезал ложку из древесины орешника (лещина) с ручкой вот такой формы:
Мне форма ручки у этой ложки очень понравилась как с эстетической точки зрения, так и с функциональной. Поэтому давно хотелось повторить изготовление ложки такой формы, да всё руки не доходили. Но вот решил, что хватит отступать, надо делать.
С формой определился, можно выбрать и рисунок. В принципе это можно сделать и на завершающих этапах работы, когда уже собственно сама ложка будет готова, но лучше всё-таки продумать заранее.
В качестве рисунков на деревянных ложках мне нравится изображать различные цветы и листья. Поэтому будет узор в этом направлении.
Опять-таки как-то я уже вырезал на ложках рисунок с листьями берёзы. Правда это было не совсем удачное исполнение – трухлявость исходной древесины (засохшая на корню вишня вследствие поражения какими-то грибами или иными микроорганизмами) сказалась на внешнем виде, вследствие чего рисунок плохо виден:
Поэтому решил исправить этот момент и выполнить рисунок в стиле маркетри из контрастных пород древесины.
За основу рисунка беру веточку берёзы:
Правда вырезать буду конечно не всю ветку, а только несколько листьев и пару серёжек.
Ну хватит разговоров, приступаю к работе (которая отдых!) в выходной день.
Сначала, естественно, надо сделать баклушу. Беру многострадальное поленце яблони и откалываю от него очередную дольку.
Получилась такая плашечка.
Видно, что древесина немного поражена древоточцем, поэтому надо будет при формировании ложки постараться максимально избежать поражений в области черпала. В принципе это не так чтобы было крайне критично – отверстия можно заделать либо микрочопиками, либо замазать клеем с опилками. Но лучше, в том числе с чисто эстетической точки, когда таких поражений в области черпала нет.
Общая длина заготовки – 27 сантиметров. Этого хватит с избытком на изготовление достаточно крупной ложки.
В заготовке также имеется кусочек сучка. Необходимо избежать его, чтобы ложка в процессе эксплуатации не сломалась. Поэтому рисую примерный эскиз ложки так:
Ну вот, можно и приступать к извлечению ложки из поленца! Приступаю к этой ответственной процедуре – сначала делаю множественные надпилы с боковых сторон:
В результате получается такая штучка:
Опять беру в руки топор и начинаю скалывать явные излишки. Затем меняю топор на тесак и провожу уже более осторожное скалывание. Пока получается такая форма.
Дальнейшее формирование фигуры можно отложить на потом. А пока займусь другим – сделаю изгиб черпало-ручка. Для этого делаю очередной надпил в области шейки и закрепляю для удаления излишков древесины с черпала.
Добрым словом можно достичь многого, но не при работе с древесиной. Здесь приходится кроме доброго слова применять и тесак с молотком. В результате получилась вот такая баклуша.
А это её вид сбоку. Чтобы было лучше видно, специально положил ложку лицевой частью вниз.
За изготовлением баклуши половина выходного дня пролетело, надо заниматься другими домашними делами, а изготовление ложки продолжу в другой день.
За субботой следует воскресенье, и опять можно немножко порезать древесину. Продолжаю изготовление ложки – приступаю к вырезанию углубления черпала.
Закрепляю ложку в своём любимом приспособлении и беру в руки штихель.
При работе с твёрдой древесиной важно всегда иметь остро отточенный инструмент, поэтому постоянно в процессе резьбы правлю режущие кромки на брусочке.
Как всегда при резьбе образуется огромное количество стружки. Кажется, на как так может быть – такой большой объём стружек не может быть из такого маленького объёма древесины. Но так уж есть в этом мире. Зачастую после изготовления всего одной-двух ложек получается целое ведро отходов.
Вырезав начерно углубление черпала стамеской, перехожу к работе ножами-ложкорезами.
Некоторые личности ложкорезы относят к стамескам, как и большинство другого ручного режущего инструмента, но на мой взгляд это уж явный перебор. Всё-таки у ложкореза режущая кромка находится на боковой части лезвия, а не на торцевой, и при работе с ним происходит движение руки характерное для работы с ножами. Скорее уж нож-косяк или нож-топорик можно отнести к стамескам, чем ложкорез. Но оставим эти теоретические размышления и вернёмся к критерию истины – практике.
В верхней части ложки решил сделать отверстие, чтобы можно было при необходимости ложку подвесить на настенный крючок на кухонном рейлинге. Из-за этого отверстия в верхнюю часть ручки уже не удастся поместить какой-нибудь рисунок, да и узкая часть ручки его будет делить на две части. Поэтому в верхней части решил вырезать небольшой геометрический узор – солярный символ. Вследствие сужающейся формы ручки, солярный символ не совсем традиционной формы – гибрид круга и ромба – сверху полукруг, а снизу – треугольник.
Перехожу к изготовлению узора из листьев берёзы. В центральной части много разместить не удаётся, придётся ограничиться всего парой листиков и одной серёжкой.
Для того, чтобы узор контрастировал в массивом, вырезаю (выпиливаю лобзиком) листики из более светлых пород – осины и бука.
Примеряю детальки на ложке и делаю стамесками углубление. Многократно примеряю и постепенно подгоняю углубление, чтобы вырезанные детали возможно более плотно садились, без образования видимых зазоров. Для этого применяю один технологический приём – нижнюю часть вклеиваемой детали слегка подтёсываю, делая несколько меньшей по размеру, и по мере посадки детали в гнездо, его частично расширяю в необходимых местах.
Накладные части рисунка частично будут перекрываться. Поэтому выполняю работу поэтапно: сначала вклеиваю серёжку, потом примеряю один листик (из древесины бука) и подрезаю серёжку в месте перекрытия, затем вклеиваю этот лист и его немного подрабатываю по толщине, чтобы следующий лист впоследствии объёмно перекрывался с ним. И на последнем этапе примеряю второй лист (из более светлой древесины осины), подрезаю первый и вклеиваю второй лист.
На завершающем этапе резчицким ножом и V-образной стамеской делаю зубчики на листьях, а церазиком прорезаю листовые жилки и чешуйки на серёжке. Вот так получилось.
И второй выходной прошёл. Приходится опять работу отложить до следующих выходных.
Очередные выходные дни и снова возвращаюсь к изготовлению ложки.
Основная работа по вырезанию и украшению была выполнена раньше. Осталась не менее трудоёмкая, но не такая интересная – выглаживание поверхности, шлифование абразивными шкурками.
Эту часть работы я также выполняю в ручную, без использования электроинструмента, мне так удобнее, хотя на этом этапе чаще всего появляются мозоли на руках.
Итак, после всего каких-то пары часов работы и смены полудесятка шкурок различной зернистости получается вроде бы гладкая блестящая поверхность. Но это на первый взгляд. Мочу ложку и тут же на ней вздыбливается ворс. Высушиваю и снова шлифую. Ворс снова поднимается, но уже меньше. Снова увлажняю и снова сушу и шлифую. Повторяю эту процедуру 4 раза, пока ворсистость после увлажнения не перестаёт увеличиваться. Тогда шлифую в последний раз и отправляю на термосушку.
Термообработка стерилизует древесину и способствует снятию внутренних напряжений, а это снижает вероятность растрескивания при эксплуатации.
Мне рекомендовали стерилизацию проводить не один раз, а дважды, с промежуточным охлаждением. Фактически я так и делаю, только первый раз это сухая стерилизация в воздушной среде, а затем при выдержке в горячем масле. То есть вся (ну по крайней мере подавляющее большинство!) патогенная флора должна быть уничтожена.
А ложка после горячей пропитки в льняном масле приобретает вот такой вид.
Теперь осталось поставить авторское клеймо и можно отправлять в ящик с готовой продукцией!
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!