Все мы знаем, что 18 января православные отмечают Крещенский сочельник. «Крещенский сочельник» — народное название дня накануне праздника Крещения Господня. В Церкви он носит название «Навечерие Богоявления». Слово «навечерие» означает день, предшествующий празднику, а сам праздник Крещения Господня имеет название — «Святое Богоявление». Потому что впервые во время купания в реке Иордан люди узнали, что Иисус Сын Божий.
Поэтому многие думают, что вода, святая вода — главный атрибут Крещенского сочельника, и самого Крещения, ведь в этот день люди купаются в проруби, запасаются святой водой. Но это заблуждение. Главное — Крещение Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей. И то, что во время Крещения Господня миру впервые были явлены все Три Лица, Три Ипостаси Триединого Бога – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой.
Перед праздником идет строгий однодневный пост, он помогает уйти от телесного и сосредоточиться на духовном. В этот день не принято есть пищу до «первой звезды», и после этого едят только сочиво — отваренные с медом зерна пшеницы или риса. Верующие в этот день стараются попасть на службу, а во время богослужения «первую звезду» символизирует выносимая после литургии свеча. В день Крещенского сочельника после Божественной литургии происходит великое освящение воды, то в наше время есть можно только после этого ритуала.
Поэтому вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления, но смысл в другом. Воду, освящаемую особым чином в день Крещенского сочельника и в день праздника Богоявления Господня, называют святыней, но только Таинство Исповеди и Таинство Причащения дают благодать очищения от грехов.
Но в народе есть обычай окунаться в ледяную прорубь в день Крещения, Который получил широкое распространение в наши дни. Но этот обычай не относиться к христианству и имеет языческие корни.
На Руси, в народе, всегда праздновали Святки — период с 7 января до 18 января ,очень разгульным весельем: масками, переодеваниями, гаданиями. Корни такого празднования уходили в язычеств. Церковь пыталась запретить, остановить людей, противостоять разгульному веселью. Она напоминала и о греховности гаданий, и о неуместности «переодеваний в звериные одежды и рыкания звероподобным голосом». Также осуждались : «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия) … пляски и обряды, совершаемые по-старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
А отлучение от Причастия — это очень жесткое наказание для народа, особенно если оно на шесть лет. Народ понимал это, но не всех это останавливало. В связи с этим, стало распространенно поверье: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. Поэтому традиция окунаться в прорубь на Крещение имеет языческую подоплеку, и в дореволюционных книгах для церковно-священнослужителей она однозначно осуждалась.