После последней лунной высадки американского «Аполлона» исследования практически прекратились, но сегодня Луну успешно осваивают… китайцы! Почему Китай опережает весь мир в космической инженерии, осваивает космос быстрее всех и при чем тут Россия? Об этом рассказал Дзену популяризатор космонавтики, директор по маркетингу частной компании «Орбитальный Экспресс», член Федерации космонавтики России Дмитрий Олиферович.
В лунной программе китайцы разыграли «божественную» карту
По примеру американских «Аполлонов» Китай называет свои корабли тоже по-божественному: с 2007 года на спутник отправляются разные модификации аппаратов «Чанъэ-1» (Чанъэ — китайская богиня луны).
В 2013-м с первой же попытки китайцам удалось совершить мягкую посадку аппарата «Чанъэ-3» на Луну, то есть прилуниться и не разбиться. Это была первая мягкая посадка на Луну за 40 лет начиная с 1976 года! В ходе миссии Китай доставил луноход «Юйту» («Нефритовый заяц») в лунное Море Дождей и тем самым пробил себе дорогу в элитный лунный клуб, куда входят только самые мощные космические державы.
Мягкая посадка от Китая открыла новый виток соревнования — Лунную гонку 2.0. Правда, теперь это соревнование не только между мировыми державами, но еще и между космическими частниками, такими как Илон Маск.
Китайский луноход погулял по обратной стороне Луны
В 2019-м китайские космические инженеры снова заставили говорить о себе весь мир. Впервые в истории космонавтики посадочная станция «Чанъэ-4» доставила луноход не куда-нибудь, а на обратную сторону Луны, в кратер Фон Карман (Von Karman).
«Чанъэ-4», луноход «Юйту-2» и спутник-ретранслятор «Цюэцяо».
Источник фото: CNSA
Событие примечательно по двум причинам.
Это технически круто. Дело в том, что радиосигнал не проходит сквозь толщу Луны, всегда повернутой к Земле одним полушарием, поэтому для связи со станцией пришлось заранее вывести за лунный «затылок» спутник-ретранслятор «Цюэцяо» («Сорочий мост») — такого в мировой космонавтике не делал еще никто!
Это позволяет получить данные об истории Луны. Видимая сторона спутника плоская, обратная — вся в кратерах и расселинах. Почему? Пока неясно. Китайский луноход смог взять пробу грунта с обратной стороны Луны, которую еще никогда не изучали. По образцам ученые поняли, что на обратной стороне Луны извергались вулканы. Но пока это открытие все равно вызывает больше вопросов, чем дает ответов.
На Луну скоро снова высадятся люди. Но кто это будет?
В 2020-м китайцы дали понять миру, что Луна для них не временная остановка: миссия «Чанъэ-5» успешно привезла на Землю почти два килограмма лунного реголита. До этого грунт с Луны доставила советская станция «Луна-24» в далеком 1976-м.
План миссии был сложным технически: сначала от орбитального аппарата отделился посадочный модуль, прилунился и забрал пробу грунта. Затем его взлетная ступень стартовала с лунной поверхности, чтобы снова состыковаться на лунной орбите с перелетным модулем и передать капсулу с грунтом. После этого орбитальный аппарат взял курс на Землю.
Вполне вероятно, Китай таким образом еще и отрабатывает будущую пилотируемую миссию на Луне. В 2020 году на конференции China Space Conference была представлена пилотируемая лунная архитектура, в которую вошли новая тяжелая ракета-носитель Long March 9, пилотируемый корабль нового поколения, а также лунный орбитальный модуль, взлетно-посадочный аппарат и пилотируемый луноход.
Китайский космический корабль для полетов к Луне был испытан в мае 2020 года.
Источник фото: CNSA
Пилотируемый корабль доставит тайконавтов (так называют китайских космонавтов) на окололунную орбиту. Туда же с помощью другой ракеты запустят взлетно-посадочный аппарат, он состыкуется с кораблем. В аппарат перейдет экипаж и полетит прямо на Луну.
Кстати, еще в 2014 году уменьшенный прототип китайского пилотируемого лунного корабля «Чанъэ-5-Т1» успешно вернулся на Землю с окололунной орбиты.
Тут и начинается гонка: в дело вступают другие лунные державы. Если Китаю сначала надо создать все элементы пилотируемой программы, то у NASA скоро уже начнутся испытания корабля Orion на окололунной орбите. В 2023 году и Россия планирует запустить в испытательный полет свой корабль «Орел» для околоземной орбиты и Луны. Не дремлет и господин Маск со своим Starship, который сможет летать и на Луну, и на Марс.
Но китайцы не спешат. Они осваивают космос и Луну медленно, планомерно, но эффективно. Далее в планах Китая — международная лунная исследовательская станция (ILRS) в сотрудничестве с Россией.
Россия и Китай планируют «обжить» Луну
О перспективе строительства International Lunar Research Station (ILRS) стало известно в 2021 году. В рамках проекта Китай уже высадился на обратной стороне Луны, а этой осенью Роскосмос должен запустить посадочную станцию «Луна-25» в район южного лунного полюса. Эти и последующие российские и китайские разведочные миссии лягут в основу будущей исследовательской станции.
На первом этапе — разведочном — лунная база будет автоматической: несколько стационарных аппаратов, орбитальные аппараты и луноходы. Их задача — налаживать инфраструктуру обмена данными.
Совместная российско-китайская лунная исследовательская база (ILRS).
Источник фото: CNSA
А вот с 2026 года на базе первоначальной инфраструктуры Россия и Китай планируют строить единую базу. На работу отводят почти 10 лет. В 2036 году начнется эксплуатационный этап: на базу смогут прилетать космонавты и тайконавты, чтобы исследовать и «обживать» спутник. Конечно, речь идет о «жизни» на Луне с большой долей иронии, база — это не дом. Но работа на Луне — уже не просто прогулка, а гораздо, гораздо больше.
А пока после пятилетнего перерыва тайконавты вернулись на низкую околоземную орбиту.
Весной этого года был запущен базовый модуль новой китайской многомодульной станции «Тяньгун-3».
Источник фото: CNSA
В июне на станцию полетел первый экипаж, который уже совершил свой первый выход в открытый космос в рамках развертывания новой китайской станции.
В следующей серии статей мы порассуждаем с Дмитрием Олиферовичем о космическом туризме, китайских успехах в освоении Марса и прикинем, когда же нога тайконавта сможет оставить след в ржавой марсианской пыли.