Найти тему
Кризис коммерции

С чего начать привлечение инвестиций в бизнес?

Продолжаем серию публикаций на тему привлечения инвестиций в различные бизнес-проекты в период кризиса. Большинство из рекомендаций, с которыми уважаемые читатели познакомятся в этих публикациях, будут работать и во "внекризисные периоды".

Но в период кризиса, особенно такого глобального, как текущий, соблюдение этих рекомендаций будет особенно важным. Дочитав эту заметку до конца, читатель поймёт, почему это именно так.

В предыдущей публикации, посвященной этой теме, мы привели свой вариант ответа на вопрос "почему в период кризиса не только можно, но и нужно привлекать инвестиции в свой бизнес?". В этой заметке мы постараемся ответить на вопрос "с чего правильно начать этот процесс".

Ни для кого наверное не секрет, что любая дорога начинается с первого шага. Для инициатора (автора) бизнес-проекта, владельца бизнеса эта дорога напоминает путь в пустыне. В пустыне нет табличек с надписью "к инвестициям". Там есть только различные следы (иногда не очень четкие и не всегда даже понятно, в какую сторону они были направлены), предыдущих инициаторов проектов. Этими предыдущими "первопроходцами" для нашего инициатора могут быть, например, его приятели, знакомые или "герои" различных "историй успеха", которые он смог найти в интернете... Оценивать достоверность и полезность информации, полученной из таких источников, как наверняка понимают уважаемые читатели, является личным делом и риском нашего инициатора проекта. А с учетом того, что опыта и самое главное необходимой квалификации "дойти до инвестиций" у инициатора проекта, как правило, нет, то для него важен не только первый шаг, но и подготовка к нему.

Первая "ловушка", с которой обычно сталкивается не очень искушенный в новом деле инициатор проекта, состоит в том, что следовать по "проторенному" кем-то до него пути - это не всегда тактика, которая приведет его к заветной "пещере Али-Бабы". А если даже и приведет, то вход в пещеру будет завален огромным камнем, который будет только отодвигаться по заклинанию, которого наш инициатор знать не будет... Поэтому этой "ловушки" инициатору проекта очень желательно избежать.

Дело в том, что двух абсолютно одинаковых бизнес-проектов (как впрочем и людей) не бывает. Каждый бизнес-проект объективно, то есть не зависимо от сознания и воли его инициатора, является в чем-то уникальным. А если вспомнить, что в бизнесе ещё имеется и "работает" такое понятие, как конкуренция, то любой УСПЕШНЫЙ бизнес-проект ДОЛЖЕН быть обязательно в чем-то УНИКАЛЬНЫМ, то есть иметь какие-то только ему присущие "фишки", которые должны при реализации проекта превратиться в конкурентные преимущества продукта или услуги.

Надеюсь, я убедил своих уважаемых читателей, что на пути привлечения инвестиций по описанной выше пустыне важен не только первый шаг, но и правильная подготовка к нему. Критически важным является также выбор правильного направления движения. Иначе можно уйти "совсем не туда". И знание того, что "Земля круглая", инициатору проекта не очень поможет и обнадежит в данном случае, потому что время и усилия, которые инициатор может потратить на "подход с тыла" будут соизмеримы с временем существования собственно его бизнеса и усилиями, которые он затратит на его поддержание и развитие без каких-либо инвестиций вообще... Правда, риск того, что без инвестиций такой бизнес может намного раньше может "булькнуть" и от него останутся только маленткие "круги по воде" в огромном море глобального бизнеса, тоже сильно возрастет. И уж конечно за время такого длинного пути те оригинальные бизнес-идеи, "фишки", которые инициатор вложит в свой проект в начале такого пути очевидным образом морально устареют и не смогут превратиться в задуманные конкурентные преимущества реализованного бизнес-проекта. Такая вот грустная картина вырисовывается.

"И куды же бедному крестьянину податься?"- может спросить меня с плохо скрываемой тревогой в голосе уважаемый читатель, воспользовавшись знаменитой репликой из культового советского кинофильма. Спешу успокоить всех уважаемых читателей, настоящих или будущих инициаторов своих бизнес-проектов. Решение проблемы выбора правильного НАПРАВЛЕНИЯ движения по пути, который сравнительно быстро может привести к двери с написью "инвестиции", связано с анализом того, что инициатор проекта положил в свой "дорожный мешок". Я намеренно не употребил в данном случае метафору "чемодан", потому что у меня в сознании она неизменно вызывает следующую метафору: "чемодан без ручки". Я сразу хочу отмести варианты, когда инвестиционный проект является или становится "по ходу пьесы" таким "чемоданом без ручки", который и нести тяжело, и бросить жалко... А от осознания (или даже на подсознательном уровне) того, что инвнстпроект превратился в такой "чемодан" у его инициатора должно сильно и надолго испортиться настроение. А с плохим настроением никакого успеха в бизнесе добиться, как правило, не возможно... Но сейчас не об этом.

Отправляясь в поход, любой более или менее опытный и искушенный турист, не только изучает по карте свой будущий маршрут, но и берет с собой некий минимальный набор необходимых вещей: спальный мешок, спички, соль, котелок, тушенку, шоколад, сухой (или мокрый :)) спирт, бинт и т.д. Лучше конечно, когда собирается группа туристов, тогда больше вероятность, что какой-то из абсолютно необходимых предметов, например, соль в непромокаемой упаковке, не будет забыта или будет взята в не достаточном количестве.

Решив отправиться в поход за инвестициями, инициатор проекта тоже должен сначала наполнить свой проект-"рюкзак" хотя бы минимальным набором необходимых компонентов-"вещей". Иначе придется вернуться "с полдороги". Положительных отличий сбора инициатора проекта в "дорогу за инвестициями" от сбора туриста в поход состоит по сути в двух моментах:

- количество и размер (на взгляд инициатора проекта), необходимых ему в пути за инвестициями "вещей", может быть практически не ограниченным;

- в отличии от туриста инициатор проекта всегда может пополнить "запас" необходимых ему "вещей" в процессе движения к своей цели, изменить их размер, без сожаления "выкинуть" некоторые из них из своего "рюкзака"-проекта.

Но, как вы наверное понимете, за всё в жизни (а тем более, в бизнесе) нужно платить. И я не имею ввиду сейчас только деньги. Платить приходится потерянным временем и зря потраченными усилиями. Платить приходится и тем, что достигнув одной из дверей с табличкой "инвестиции", инициатор проекта, показав, что у него есть в "рюкзаке" тому, кто будет сидеть в кресле за дверью, может услышать от него в ответ: "Вы ошиблись дверью...".

Вот минимально-необходимый перечень "вещей", которые инициатор должен иметь в своем "рюкзаке"-проекте, готовясь отправиться в пути за инвестициями.

1. Название проекта, краткая информация о компании-инициаторе проекта, истории компании, контакты для связи.

2. Описание проблемы и решения.

3. Рынок и его динамика. Любой рынок для проекта лучше всего оценить количественно. То есть, исходя из объемов рынка потенциального, общего, доступного и реально достижимого. Необходимо описать рынки потребления и рынки сырья (исходных материалов, полуфабрикатов).

4. Описание основных конкурентов и конкурентных преимуществ вашего продукта.

5. Продукт, история развития, планы Состояние проекта (что уже было сделано) на сегодняшний день. Какие планы развития проекта? Горизонт планирования должен быть на 1-2 года дольше, чем плановый срок окупаемости проекта или возврата инвестиций.

6. Описание команды проекта. CV 3-4-х ваших ключевые фигур. Важно указать их роль, зону ответственности в проекте, компетенции, образование и опыт работы.

7. Финансовые показатели проекта. Нужно раскрыть все основные финансовые показатели пооекта. Показать все расходы и доходы, которые уже есть, требуемую сумму инвестиций (с расшифровкой статей расходов), денежные потоки проекта, сроки освоения и сроки возврата инвестиций. Необходимо рассчитать допустимую финансовую нагрузку, которую способен выдержать проект по обслуживанию инвестицй, до их полного возврата.

8. Риски проекта. Необходимо описать основные риски проекта, пессимистический и оптимистический сценарии развития проекта.

9. Формы и механизмы обеспечения возврата инвестиций. Описать предлагаемые способы обеспечения возврата инвестиций.

10. Инвестиционное предложение. На эту тему я постараюсь подготовить в ближайшее время отдельную публикацию.

Если у уважаемых читателей возникли вопросы по содержанию каких-то из приведенных выше пунктов, прошу задать их в комментариях. Тогда вы сможете получить ответы на свои вопросы быстрее, чем я подготовлю очередную публикацию на эту тему.

Так что не стесняйтесь, обращайтесь!

И, пожалуйста, подпишитесь на канал. Тогда вы гарантированно не пропустите ни одной публикации по интересующей вас тематике.

Берегите себя в это трудное время!