История создания всем известного F-16 берет начинается в первой половине 70-х годов.
Теория о том, что воздушный бой, в скором времени, будет представлять собой обмен ракетами на больших дистанциях тогда еще была в моде. Считалось, что победителем будет тот, кто первый заметил противника и осуществил пуск ракет, без вступления в ближний бой на низких скоростях. В статьях про F-15 и Су-27 мы уже обсуждали ошибочность этой теории.
Опыт воздушных боев во Вьетнаме всё-таки помог сформировать новую концепцию, которая не позволяет пренебрегать умением истребителя вести ближний манёвренный бой.
Американцы нуждались в универсальном легком истребителе, который заменил бы большую часть устаревшего парка машин различного назначения. Так, в 1972 году, был объявлен конкурс на создание нового истребителя четвертого поколения.
Примечательно, что в этом же году только закончились разработки еще одного истребителя четвертого поколения ВВС США – F-15. Зачем им ещё один самолет?
Всё дело в том, что F-15, даже показывая отличные результаты, получился слишком дорогим, тяжелым и сложным истребителем. Необходимо было создать машину попроще. Военные хотели получить совершенный истребитель, который был бы маневренным и быстрым. А также дешевым, надежным и простым в эксплуатации.
В финал конкурса прошли компании "Нортроп" (с прототипом YF-17) и "Дженерал Дайнемикс" (с прототипом YF-16). В 1974 году начались летные испытания прототипов.
Норвегия, Дания, Нидерланды и Бельгия неожиданно изъявили желание присоединиться к проекту, так как их парк истребителей устаревал. Такое предложение было американцам только на руку, ведь это дополнительное финансирование и рынок сбыта новой техники.
Тем временем, в 1975 году, прототип YF-16 одержал победу в конкурсе, за счёт лучшей маневренности и положительных отзывов пилотов. Тут появляются представители Военно-морских сил США и заявляют, что им больше подходит прототип YF-17.
В результате, начиная с 1978 года, прототип YF-16 начинает поступать в ВВС США, а в 1980 его принимают на вооружение, как F-16 "Fighting Falcon". А прототип YF-17 принимают на вооружение ВМС США, как F/A-18 "Hornet".
Конструкция
F-16 на 80% состоит из алюминия и построен по нормальной аэродинамической схеме.
Конструкция включает в себя интегральное среднерасположенное крыло, плавно переходящее в фюзеляж. Такое решение увеличивает подъемную силу и даёт дополнительные внутренние объемы пространства. Воздухозаборник расположили под фюзеляжем.
В хвосте с одним и одним двигателем также размещены цельноповоротное горизонтальное оперение и два аэродинамических тормоза (по бокам от двигателя). Шасси 3-стоечное.
- Длина: 15 м.
- Размах крыла: 9,4 м.
Хорошим решением является каплевидный фонарь кабины, который выполнен с минимумом швов и обеспечивает пилоту отличный обзор.
В качестве двигателя, на первых моделях, использовалась модифицированная версия двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой, который устанавливался на F-15. Позже, в последующих модификациях, двигатель был заменен.
- Максимальная скорость: 2120 км/ч.
- Практический потолок: 15,2 км.
Вооружение
F-16 оборудован 20-мм. авиапушкой М61 "Вулкан". А на 9 точках подвески, в последних модификациях, истребитель способен нести огромный список вооружения. Сюда входит множество видов ракет класса "воздух-воздух" ("Сайдвиндер", разновидности "АИМ", "Питон", "Дерби" и др.), "воздух-поверхность" (разновидности "АГМ" и противокорабельные "Пингвин"). А также свободнопадающие и корректируемые авиабомбы.
F-16 стал самым распространенным истребителем 4 поколения. В последующих модификациях истребитель достиг поколения 4++, получив новый двигатель, улучшенные бортовые системы, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, большой список доступного вооружения и т.д.
Одной из главных причин его популярности стал высокий ресурс – до 8000 летных часов. Да и прекращать производство новых единиц F-16 никто не собирается.
Больше статей: Су-75 "Чекмейт" | Су-57 | Су-27 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | J-20 | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут" | МиГ-21 | Saab JAS 39
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Military Clan!