Найти тему
Журнал "Покров"

Компьютер в раю

Недавно ко мне пришел мальчик и спросил: «Батюшка, а в раю компьютер будет?» Я говорю: «Не будет». «А мерседес и другие машины?» – «Нет, в раю машин не будет». «Ой, – говорит, – батюшка, тогда я в рай не хочу». Видите, насколько дьявол ценности подменил, что главными стали технические средства.

Статья публикуется в сокращенном варианте. Полная версия - выпуск 6/546/2016 (можно приобрести на https://kiosk.pokrov.pro/ )

Некоторые святые отцы давали интересную трактовку, что такое ад: это место, где человек мучается от того, что не может употребить в пищу то, к чему здесь привык. Философа Виктора Франкла во время Второй мировой войны бросили в застенки Освенцима. Там, конечно, было много надругательств, и холодно, и голодно. Но когда его спросили, что самое тяжелое ему пришлось пережить в Освенциме, он ответил: «То, что я утром не мог выпить чашечку кофе». Мы все на крючках. В раю кофе не будет. И шоколада не будет. И мороженого. Ни выпить, ни закусить... Никакого супермаркета. Я курильщиков спрашиваю: как же вы там будете обходиться? Скоро Рождественский пост – так попробуйте здесь отказаться от того, что вам не понадобится, это же репетиция жизни в раю. Там-то точно придется муки преодолевать, там уже жизнь духовная. И вот мы сами выбираем себе ад – мучение без того, к чему мы здесь привыкли.

– Батюшка, а что все-таки будет в раю? И как можно наслаждаться райской жизнью, зная, например, что твой близкий родственник – мучается в аду? Будут ли они видеть друг друга?

– Знаешь, каким на небе занимаются рукоделием? – спрашивал святой Паисий Святогорец приходящих. И отвечал: непрестанным славословием Бога.

«...Представь, что ночью в комнате горит огонь. Те, кто стоит на улице, видят тех, кто находится в этой светлой комнате. Так же и те, кто будет находится в аду, будут видеть тех, кто будет находиться в раю. И это будет для них еще большей мукой. И представь опять: те, кто ночью находится в свете, не видят тех, кто стоит на улице в темноте. Так же и находящиеся в раю тех, кто в аду, не увидят. Ведь если бы те, кто находится в раю, видели мучающихся грешников, то им было бы больно, они скорбели бы об их горькой участи и не могли бы наслаждаться раем. Но в раю «несть болезни»... Те, кто в раю, не только не будут видеть тех, кто в аду, – они даже не будут помнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если те не будут в раю вместе с ними. «В той день погибнут вся помышления его» (Пс. 145:4), – говорит псалмопевец. Ведь если находящиеся в раю будут помнить о своих мучающихся в аду родственниках, то какой же это для них будет тогда рай? И мало того: те, кто в раю, будут думать о том, что других людей (кроме тех, кто находится в раю) нет. Так же они не будут помнить и о тех грехах, которые совершили в жизни земной. Если они будут помнить о своих грехах, то от любочестия не смогут вынести мысль, что огорчили Бога.

Надо сказать и о том, что количество радости, которую будет испытывать каждый человек в раю, не будет одинаковым. У одного будет наперсток радости, у другого чашка радости, у третьего – целое озеро радости. Однако каждый будет чувствовать себя наполненным, и никто не будет знать – сколько радости, сколько божественного веселья испытывает другой. То есть каждый в раю увидит славу Божию в соответствии с чистотой своих душевных очей».

Вечные ценности

А как вы думаете, есть такие ценности, которые и в этой жизни, и после нашей смерти нам пригодятся? Существуют ли вечные ценности?

Те, кто в раю, не только не будут видеть тех, кто в аду, – они даже не будут помнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если те не будут в раю вместе с ними

– Любовь.

– Любовь, да. Добродетели – это те качества, которыми обладает Бог. И поэтому они сверхъестественны, без Божией помощи их становление невозможно.

о. Крит
о. Крит

Нил Синайский говорил: ничего не почитай по равенству достойной добродетели. Потому что она есть лик Божий, неизменна, как и Он. Трудно в этом мире найти что-то вечное и нетленное. А добродетели – вечны. Почему святых, напри- мер Паисия Святогорца, канонизируют в чине преподобных? Он уподобился Богу, тем качествам, которые есть у Бога, приобрел добродетели, которые его сделали сродником Богу.

На этом зиждется христианская педагогика. Зачем хлопотать о том, что не вечно? А если мы воспитаем в детях добродетели, они пригодятся и в этой жизни, и в будущей. И они останутся неизменными. Как Нил Синайский пишет: «Добродетель – это константа, направление совершенства, делающее человека сосудом, способным принять благодать Божию».

«Нечем, – говорят, – принимать Благо- дать Божию». А что такое благодать? Энергия Божественная, Дух Святой, который на нас сходит, силу нам дает, может исцелить, вразумить. Только всех по-разному: одни в состоянии благодать воспринять и от этого сделаться лучше, а другие – не могут. Солнце светит и на праведных, и на неправедных, и дождь льется на всех – так же и Господь всем нам дает благодать. Но многие не в силах ее воспринять. Почему? Добродетелей нет. Добродетель – это то наше свойство духовное, которое дает возможность нам быть сродными Богу и воспринимать его благодать. <...>

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц