7 августа 1859 г. в Санкт-Петербурге в семье обрусевших немцев родился архитектор, живописец, сценограф Фёдор Осипович Ше́хтель, принадлежащий к числу крупнейших зодчих России.
Шехтель - один из создателей русского модерна в архитектуре. На сегодняшний день известно о более чем 210-ти архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86-ти возведенных по проектам Ф. О. Шехтеля сооружений сохранились, большинство из сохранившихся построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия. Среди них здания Ярославского вокзала, Московского художественного театра, деловые и доходные дома, особняки и церкви.
Обратите внимание: некоторые шехтелевские постройки можно смотреть не только снаружи, но и изнутри.
Особняк Рябушинского
В некоторых случаях – как в случае особняка Рябушинского (ныне - мемориального «Дома – музея Горького» (Малая Никитская, д. 6), это – настоящий музей: покупаете билетик и смотрите (а раньше и бесплатно можно было попасть).
Один из ярчайших памятников всей эпохи московского модерна — бывший особняк Степана Рябушинского. Здание с элементами английской готики и мавританского стиля было построено в 1903 году. Его окна — разных форм и расположены на разных уровнях. Благодаря этому приему Шехтель добился эффекта многоэтажного здания, хотя в доме всего два этажа.
Ярославский вокзал
Федор Шехтель оформил фасад Ярославского вокзала в псевдорусском стиле с элементами модерна. Отсюда поезда уходили на Север, и Шехтель построил здание в духе вологодской архитектуры. Ажурные металлические коньки на кровле были выполнены в традициях Русского Севера. Помимо Шехтеля, над обликом Ярославского вокзала работали Лев Кекушев — он спроектировал восточное крыло и перроны, Константин Коровин и Михаил Врубель, которые оформляли интерьеры.
МХТ им.Чехова
Реконструировать МХТ Савва Морозов также пригласил Шехтеля. Архитектор создал проект и не взял за свою работу ни рубля.
Фасад театра Шехтель оформил в стиле модерн. Здание украсили декоративные кубические фонарики, керамическая плитка по сторонам от входа и скульптура Анны Голубкиной «Море житейское».
Также Шехтель придумал фирменный занавес МХТ имени Чехова — оливковые кулисы с изображением чайки, летящей на фоне волн.
Кинотеатр “Художественный”
Наконец-то открылся после 7летней реконструкции и теперь каждый может оценить и проведенные работы, и что осталось от Шехтеля.
Электротеатр “Художественный” на площади у Арбатских ворот построил архитектор Николай Благовещенский в 1909 году по заказу Роберта-Альберта Брокша — управляющего “Варваринского акционерного общества домовладельцев”. Одноэтажное здание с куполом вмещало 400 зрителей, в фойе был установлен светящийся фонтан, а экран размещался в гроте с подсветкой. Через несколько лет зрительный зал было решено расширить. Перестройку кинотеатра в 1912 году заказали Федору Шехтелю, и он существенно изменил первоначальный проект: зал стал больше на 500 мест, в нем появились ложи и балкон, здание оснастили усовершенствованной системой вентиляции, паровым отоплением и бетонными перекрытиями. Фасад архитектор выполнил в строгом неоклассическом стиле: его украшали только пилястры и симметричные барельефы с масками и колесницами.
Художественный” всегда оставался одним из самых передовых кинотеатров Москвы: в 1926 году здесь состоялась премьера культового фильма Эйзенштейна “Броненосец “Потемкин”; спустя 10 лет тут же проходил премьерный показ первой цветной картины в СССР — драмы “Груня Корнакова”. В советское время в рамках борьбы с архитектурными излишествами барельефы Шехтеля с фасада сбили, а окна между ними замуровали.
Типография Левенсона
В некоторые здания можно попасть по случаю, как например, в типографию Левенсона, когда там пошлой осенью сменился собственник и вся Москва была здесь в паломничестве, ломая копья, что подлинное осталось в здании, а что новодел.
В 1900 году Федор Шехтель построил первую в России типографию в модном стиле модерн — для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Она состояла из двух зданий — издательства и производственного корпуса. Издательский корпус был построен в духе готического замка с двумя башенками, украшенными орнаментами с изображением чертополоха. А производственный выглядел максимально просто — четырехэтажное здание с огромными окнами и без каких-либо декоративных деталей, зато возвели его с применением новейшей технологии металлокаркаса.
В некоторые особняки можно попасть в дни наследия, как например,
Собственный дом Шехтеля, построен им в 1910 году на Большой Садовой улице, д.4, стр. 1
Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле.
Получился ансамбль из двух домов – по красной линии жилой дом владельца, а во дворе был двухэтажный жилой корпус. Первоначально во дворе проектировалась мастерская с большим окном, но обстоятельства вынудили архитектора вместо нее сделать жилой дом с двумя 4-х комнатными квартирами на первом и втором этажах. Вместе с семьей зодчего стала жить сестра его жены, сотрудник Румянцевского музея Вера Тимофеевна Жегина и их племянница художница Вера Александровна Попова.
Предыдущий особняк для своей семьи Шехтель построил в Ермолаевском переулке в 1896 году в псевдоготическом стиле, который был в моде в то время. Сейчас здесь очередное посольство, но в дни наследия тоже можно сюда попасть.
Типография Рябушинского "Утро России"
Это изящное здание в Большом Путинковском переулке; в прошлом в нём размещалось издательство одноимённой газеты, принадлежавшей Павлу Рябушинскому, построено в 1907-1909 годах по проекту архитектора Фёдора Шехтеля, в 1913-1914 годах к нему был пристроен дополнительный типографский корпус со стороны двора по проекту Павла Заруцкого.
В наши бывшая дни типография Рябушинского "Утро России" превратилась в многофункциональный центр "Дом Шехтель": в здании размещаются кафе и рестораны, магазины и салоны, караоке-клуб, мини-отель, студия звукозаписи и другие коммерческие предприятия.
Особняк А.И. Дерожинской
Один из ключевых памятников московского модерна и одна из самых известных построек архитектора Шехтеля, построен в 1901-1904гг. Резиденция посла Австралии, доступен в дни наследия и в некоторых исключительных случаях.
Особняк Зинаиды Морозовой
Один из самых впечатляющих и труднодоступных особняков работы Шехтеля.
Этот дом Федор Шехтель возвел в Москве для жены богатого промышленника и мецената Саввы Морозова. Внешне особняк напоминал средневековый замок, только в эклектичном стиле с элементами неоготики. Его фасады украшали каменные маски, химеры и зубцы.
Дом Морозовой 1898 года постройки оснастили техническими новинками тех лет, здесь даже была собственная электростанция. Интерьеры были решены в разных стилях — ренессанс, рококо, готика, ампир. Над ними Шехтель работал вместе с Михаилом Врубелем.
Позже особняк купил Михаил Рябушинский В советское время здесь находился приют для детей Бухарской республики, а потом дом передали Наркомату иностранных дел. Сегодня в особняке Зинаиды Морозовой располагается дом приемов российского МИДа.
Особняк Ираиды Миндовской - особняк за колючей проволокой
Ф.О. Шехтель возводит в 1913 - 1914 гг. особняк в стиле неоклассицизма для Ираиды Ивановны. Ампирный декор особняка, навеянный московской послепожарной архитектурой, нарочито преувеличен (например, лепное обрамление полуциркульного окна).
Попасть сюда невозможно, особняк за колючей проволокой - тут сейчас размещается резиденция посла Индии.
Торговый дом В. Ф. Аршинова
Эта постройка в Старопанском переулке считается первым офисным зданием в Москве: Шехтель проектировал его в 1899 году по заказу купца Василия Аршинова, занимавшегося продажей сукна.
Здесь какие-то офисы, о возможности посещения нет информации.
Еще есть особняк водочного короля Смирнова, который перестраивал Шехтель, здание для размещения конторы и магазина “Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова” на Кузнецком, Банк товарищества П. М. Рябушинского, здания в Подмосковье, Рязанской области, Нижнем Новгороде, Саратове...
Про каждое здание можно писать отдельную статью, так уникальны и интересны и постройки Шехтеля, и их истории, и сам автор.
Как много создал, и сколько мог создать еще, ведь без творчества себя он не мыслил. Но это уже другая история.
Работы много. Уверен, что без работы я был бы никуда не годен - как часы, заводимые регулярно и постоянно.
Федор Шехтель
Дочитали? ставьте лайк, добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.Я на других площадках:Инстаграм / Facebook / Вконтакте / Одноклассники /