Найти тему

ТЕРЕЗИЕНШТАДТ - «САНАТОРИЙ» ДЛЯ ЕВРЕЕВ

Бухенвальд, Дахау, Освенцим - все эти места уничтожения людей нацистами на слуху у обывателя. Но, наверняка, мало кто из вас слышал о таком необычном концентрационном лагере как Терезиенштадт с его "санаторными" условиями!

Терезиенштадт или Терезинское гетто создан в ноябре 1941 года и располагался на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии, на берегу реки Огрже.

Концлагерь служил двум основным целям: он был одновременно перевалочной станцией в лагеря уничтожения и пропагандистским "поселением для престарелых и видных евреев", чтобы ввести их общины в заблуждение относительно судьбы всего еврейского народа в планах нацистов. В Терезиенштадте, за время его существования, погибло около 33 000 человек, в основном от недоедания и болезней. Более 88 000 человек содержались там месяцами или годами, прежде чем были депортированы в лагеря уничтожения. Включая 4000 выживших депортированных, общее число выживших составило около 23 000 человека.

Известен Терезиенштадт стал своей относительно богатой культурной жизнью, включая концерты, лекции и образование для детей. Процветанию культурной жизни способствовало то, что управлялось гетто еврейским самоуправлением, а также большим количеством высокопоставленных евреев, заключенных в нём.

Карикатура терезиенштадтского художника Бедржиха Фритты на "выдающихся" заключенных
Карикатура терезиенштадтского художника Бедржиха Фритты на "выдающихся" заключенных

В октябре 1941 года, когда Главное управление безопасности Рейха планировало транспортировку евреев из Германии, Австрии и протекторатов в гетто на оккупированных нацистами областях восточной Европы, было проведено совещание , на котором было решено превратить Терезиенштадт в транзитный центр для чешских евреев. Рейнхард Гейдрих, глава РСХА, одобрил Терезиенштадт как место для гетто. На Ванзейской конференции 20 января 1942 года Гейдрих объявил, что Терезиенштадт будет использоваться для размещения евреев из Рейха по возрасту старше 65 лет, а также тех евреев, кто был тяжело ранен, сражаясь за Центральные державы в Первой мировой войне или получил Железный крест 1-го класса или высшую награду во время этой войны. Эти евреи не могли даже принудительно трудиться и поэтому Терезиенштадт помогал скрывать истинный характер их депортации на Восток. Позже в Терезиенштадте также появились "видные" евреи, исчезновение которых в лагере уничтожения могло привлечь внимание из-за границы. Чтобы умиротворить жертв ложным чувством безопасности, СС рекламировали Терезиенштадт как "курортный город", где евреи могли бы уединиться, и мотивировали их подписывать мошеннические контракты на покупку жилья, платить деньги за аренду и питание, сдавать полисы страхования жизни и другие активы.

-3

Номинально гетто управлялось Еврейским самоуправлением. Самоуправление включало еврейского старейшину, депутатов, Совет старейшин и Центральный секретариат, которое с помощью различных отделов управляло жизнью в гетто. Первым из еврейских старейшин Терезиенштадта был Якоб Эдельштейн, сионистский лидер. Эдельштейн и его заместитель Отто Цукер первоначально планировали превратить Терезиенштадт в производительный экономический центр и тем самым избежать депортаций, однако, они не знали, что нацисты уже спланировали депортировать всех евреев и превратить Терезиенштадт в немецкое поселение. В 1943 году, когда представители австрийской и немецкой еврейской общины прибыли в гетто, администрация была реорганизована, в нее включили австрийских и немецких евреев. Связным с командованием СС был назначен Пауль Эппштейн из Берлина, а Эдельштейн стал его заместителем. Эсэсовцы использовали национальные объединения, чтобы сеять интриги и разобщенность в среде евреев.

Заседание Еврейского совета, кадр из пропагандистского фильма 1944 года
Заседание Еврейского совета, кадр из пропагандистского фильма 1944 года

Экономика Терезиенштадта была в высшей степени коррумпирована. Помимо "видных" заключенных, высшим статусом в гетто обладали молодые чешские евреи. Занимавшие привилегированное положение в гетто и отвечавшие за распределение продуктов питания экономили больше для себя и для своих приближенных, чем усиливали голод для престарелых евреев. Эсэсовцы также расхищали поставки продовольствия, предназначенного для заключенных. Многие чиновники Транспортного ведомства обогащались, принимая взятки. Влиятельные евреи освобождали своих друзей от депортации. Поскольку чешские евреи имели намного большое влияние в самоуправлении, они часто обеспечивали лучшие рабочие места и льготы для других чешских евреев.

-5

Из-за антисанитарных условий в гетто и нехватки чистой воды, медикаментов и продовольствия, многие заключенные болели. Не меньше 30% населения гетто числились больными скарлатиной, брюшным тифом, дифтерией, полиомиелитом, энцефалитом. Холодная погода усиливала проблему вшей. В каждом бараке были организованы импровизированные госпитали, укомплектованные в основном женщинами-медсестрами. Большинство медсестер были необученными и должны были выполнять всю работу, включая уборку больничных палат, утилизацию человеческих отходов, подачу пищи и устройства досуга пациентов. Хотя медсестры, которые были в дефиците, были освобождены от депортации до октября 1944 года, они сталкивались с опасностью заражения болезнью и должны были работать от 18 до 20 часов в день. После депортации в 1944 году число медсестер было сильно сокращено, и каждая медсестра должна была заботиться о 65 или более заключенных.

"Уход за больными", Терезиенштадт, Лео Хаас
"Уход за больными", Терезиенштадт, Лео Хаас

За время существования гетто, в Терезиенштадте проживало около 15 000 детей, из которых около 90% погибли после депортации. Управление социального обеспечения молодежи отвечало за их жилье, уход и образование. До июня 1942 года, когда чешское гражданское население было выселено из города, дети жили с родителями в казармах. После выселения некоторые дома были переданы Управлению по делам молодежи для использования в качестве детских домов. Цель состояла в том, чтобы держать детей в некоторой изоляции от суровых условий в гетто, чтобы они не поддавались деморализации. Под наблюдением учителей и специальных помощников, набранных из бывших воспитателей и учеников, дети жили в коллективах по 200-300 человек на дом, разделенные по языковому принципу. В каждом доме дети распределялись по комнатам в зависимости от пола и возраста. Их жилье и питание было лучше, чем у других заключенных.

Сами евреи рассматривали дома молодежи как подготовку к будущей жизни в кибуце (сельскохозяйственная коммуна) в Палестине. Различные педагоги использовали ассимиляционизм, коммунизм или сионизм в качестве основы своей образовательной философии; коммунистическая философия усилилась после военных побед Красной Армии в 1943 и 1944 годах.

Хотя образование было запрещено, учителя тайно преподавали общеобразовательные предметы, включая чешский, немецкий, историю, географию и математику. Изучение еврейского языка было так же обязательным, несмотря на опасность для педагогов. Дети также участвовали в культурных мероприятиях. Многие детские дома выпускали журналы, самым известным из которых был журнал "Vedem".

-7

Условия жизни в гетто зависели от статуса заключенного. Большинству заключенных приходилось жить в переполненных коллективных общежитиях по шестьдесят-восемьдесят человек в каждой комнате; мужчины, женщины и дети жили отдельно. Немногим заключенным, особенно тем, у кого были связи, удавалось создавать частные "каморки" Некоторые "видные" заключенные и датские евреи получили частные квартиры весной 1944 года перед показательным посещением гетто Красным Крестом.

Продовольствия, как правило, не хватало, и его распределение также было неравномерным. Те, кто не работал, в основном пожилые люди, получали на 60% меньше пищи, чем трудящиеся, что приводило многих к голодной смерти. 92% смертей случалось среди тех, кому было за шестьдесят, и почти все пожилые заключенные, которые не были депортированы, умерли в лагере.

Большинство евреев-мужчин в возрасте от 16 до 60 лет контролировали администрацию, а также работали в различных мастерских, включая плотницкие, кожевенные и портняжные, а также в шахтах в Кладно. Некоторые также работали над военными проектами СС. Однако высокая численность пожилых людей и плохое состояние инфраструктуры гетто не позволили ему стать полезным промышленным центром для германских военных. Более 90% рабочей силы уходило на техническое обслуживание самого гетто.

-8

Терезиенштадт удивлял богатой культурной жизнью, особенно в 1943 и 1944 годах, которая значительно превышала таковую в других нацистских концлагерях и гетто. Заключенные были свободны от обычных правил нацистской цензуры и запрета на "дегенеративное искусство". Зарождение культуры началось со спонтанных "вечеров дружбы", организованных первыми пленными в декабре 1941 года.

Центральная библиотека гетто открылась в ноябре 1942 года и к концу 1943 года содержала 60 000 книг и 15 штатных библиотекарей. В конце концов она выросла до более чем 100 000 томов из еврейских библиотек по всей Европе или привезенных самими заключенными. Библиотека подвергалась критике за высокую долю книг на иврите и отсутствие художественной литературы. В гетто было прочитано более 2 тысяч лекций на различные темы: иудаизм, сионизм, искусство, музыка, наука и экономика, что напоминало открытый университет.

Изобразительное искусство развивалось кругом художников, которые были официально наняты "Отделом искусств" для создания чертежей и графиков работ. В свободное время художники изображали реальные условия жизни в гетто. Некоторые из них были пойманы на контрабанде своих работ за пределы концлагеря. Большая часть их произведений была обнародована лишь много лет спустя, но стала полезным инструментом для историков.

В гетто выступали и музыканты. Карел Анчерл дирижировал оркестром, состоявшим в основном из профессиональных музыкантов. Карл Фишер руководил различными хорами. The Ghetto Swingers исполняли джазовую музыку. Виктор Ульман написал более 20 произведений, находясь в заключении в Терезиенштадте, в том числе оперу "Der Kaiser von Atlantis". Творчество музыкантов использовалось нацистами в двух пропагандистских фильмах, снятых в гетто. Только светская элита могла получать билеты на музыкальные мероприятия, а посещение театральных представлений становилось настоящим праздником.

Карел Анчерл дирижирует оркестром для пропагандистского фильма 1944 года.
Карел Анчерл дирижирует оркестром для пропагандистского фильма 1944 года.

Терезиенштадт был единственным нацистским концентрационным лагерем, где религиозные обряды не были запрещены. Еврейские заключенные были выходцами из самых разных течений иудаизма и христианства, некоторые были атеистами. Религиозный Эдельштейн даже назначил команду раввинов для наблюдения за погребением умерших. Верующие, в основном пожилые евреи из Австрии и Германии, часто собирались в импровизированных молитвенных местах.

Молитвенная комната в Терезиенштадте
Молитвенная комната в Терезиенштадте

В июне 1943 года гетто посетила делегация Немецкого Красного Креста. Несмотря на то, что ее возглавляли эсэсовские врачи, участвовавшие в нацистских экспериментах на людях, доклад Вальтера Георга Хартмана описывал условия гетто как "ужасные". Хартманн сообщил, что заключенные сильно недоедали, а медицинское обслуживание было совершенно неадекватным. В июле Ватикан запросил и получил отказ в разрешении отправить свою делегацию в гетто.

Международный Красный Крест, под нарастающим давлением со стороны еврейских организаций и чехословацкого правительства в изгнании вступиться за евреев, обратился с просьбой о посещении Терезиенштадта в ноябре 1943 года. Датское правительство также оказало давление на нацистов, чтобы они разрешили посетить им страну, поскольку датские евреи были депортированы туда в конце 1943 года. Посещая Данию в ноябре 1943 года, Эйхман пообещал датским представителям, что они разрешат посетить гетто весной 1944 года. В конце мая 1944 года лидеры самоуправления под диктовку СС написали положительное письмо о гетто, которое было отправлено в Комитет помощи и спасения, еврейской организации в Будапеште. Лидер комитета переслал письмо за границу, вызвавшее чрезмерно положительное впечатление о Терезиенштадте за пределами оккупированной немцами территории.

В состав комиссии, посетившей концлагерь 23 июня 1944 года, входили Морис Россель, представитель МККК, Э. Юэль-Хеннингсен, главный врач датского министерства здравоохранения, и Франц Хвасс, главный государственный служащий датского Министерства иностранных дел.

Фотография сделана Морисом Росселем в Терезиенштадте. Большинство детей были убиты в Освенциме осенью 1944 г.
Фотография сделана Морисом Росселем в Терезиенштадте. Большинство детей были убиты в Освенциме осенью 1944 г.

Посетители провели восемь часов в Терезиенштадте, ведомые по заранее определенному пути. Им разрешили говорить только с датскими евреями и избранными представителями. Эппштайн был вынужден произнести написанную СС речь, характеризующую Терезиенштадт как "нормальный деревенский город", в котором он был "мэром",и дать посетителям сфабрикованные статистические данные о гетто. Для гостей специально провели показательный футбольный матч и спектакль детской оперы "Брундибар". Россель по итогу сообщил, что условия в гетто благоприятные - даже лучше, чем для гражданских лиц в протекторате, и что никаких депортаций из Терезиенштадта нет.

Пока шла подготовка к визиту Красного Креста, эсэсовцы приказали одному из заключенных написать сценарий пропагандистского фильма. Фильм был снят немецко-еврейским заключенным Куртом Герроном и чешским режиссером Карелом Печени под пристальным наблюдением СС. Фильм громко был назван "The Führer Gives a City to the Jews"("Фюрер дарит город евреям") и предназначался, для дискредитации сообщений о геноциде евреев.

В 1945 году Терезиенштадт становится пунктом эвакуации нацистских концентрационных лагерей с освобожденных территорий. После прекращения перевозок в Освенцим, в Терезиенштадт было отправлено 416 словацких евреев. Они и рассказали терезиенштедтерам о судьбе тех, кто был депортирован на Восток, но многие отказались в это поверить. В 1945 году 5200 евреев, живущих в смешанных браках с "арийцами", были депортированы в гетто.

5 февраля 1945 года, после переговоров со швейцарским политиком Жан-Мари Мюзи, Гиммлер отпустил из Терезиенштадта в нейтральную Швейцарию поезд с 1200 евреев (в основном из Германии и Голландии), евреи на этом поезде передвигались в пассажирских вагонах Pullman, были обеспечены различными предметами роскоши и должны были снять свои значки "Звезды Давида". Датский король Кристиан X добился освобождения датских интернированных из гетто 15 апреля 1945 года. "Белые Автобусы", организованные в сотрудничестве со Шведским Красным Крестом, репатриировали 423 выживших датских еврея.

Еврейские дети выздоравливают в Санкт-Галлене, Швейцария, 11 февраля 1945 года.
Еврейские дети выздоравливают в Санкт-Галлене, Швейцария, 11 февраля 1945 года.

Начиная с 20 апреля до 15 000 узников концлагерей, в основном евреев, прибыли в Терезин после маршей смерти из лагерей, в скором освобожденных союзниками. Заключенные находились в очень плохом физическом и умственном состоянии и отказывались от дезинфекции, опасаясь, что их отравят газом. Они голодали , были заражены вшами и брюшным тифом, эпидемия которого вскоре начала свирепствовать в гетто и унесла много жизней.

Красный крест взял на себя функции по управлению гетто и снял флаг СС 2 мая 1945 года, сами СС бежали 5-6 мая. До 8 мая войска Красной Армии вели перестрелку с немецкими войсками за пределами гетто и освободили его 9 мая 1945 года. Советские медицинские подразделения прибыли, чтобы возглавить гетто, на следующий день, Йиржи Фогель, чешский еврей-коммунист, был назначен старшим и служил в гетто до его роспуска. Терезиенштадт был единственным освобожденным нацистским гетто со значительным числом выживших. 14 мая советские власти ввели строгий карантин для сдерживания эпидемии брюшного тифа, от которой погибло более 1500 заключенных и 43 врача и медсестры. Через две недели карантин закончился и администрация сосредоточилась на возвращении выживших в страны их происхождения, репатриация продолжалась до 17 августа 1945 года.

-13