Найти тему
Natalya blog

Учитель не враг…

а друг и помощник!

Я по своему, хоть и не большому опыту, могу сказать, что переход с начальной ступени образования в среднее звено не самый легкий период как для родителей, так и для детей.

Из года в год, мы, педагоги, сталкиваемся с этими «потерянными» родителями и немного напуганными детьми.

Маленькие детки, привыкшие к одной «тетеньке», которая их вела как мама курочка, своих цыпляток, целых 4 года. И такие же «тепличные» родители, которые длительное время общались лишь с одним педагогом. С которым, скорее всего, тоже были «притирки» поначалу. И вот эти мамы и папы (но чаще все-таки мамы) с чудесными наивными детками, оказываются в стрессовой ситуации. Никто не понимает, что будет дальше. Как поведет себя ребенок в новой обстановке? Как пройдет его знакомство с учителями?

Наверняка со мной согласятся многие родители, что все новое – это стресс и для вас, и для ребенка.

Как известно, во время стресса в нас пробуждается огромное количество эмоций и чаще негативных. Кто-то замыкается, прячется от окружающих, в надежде дождаться просвета и понимания ситуации, а кто-то наоборот всяческими усилиями пытается показать своё сформировавшееся «Я». Заметили, что картина проецируется как на детей, так и на родителей?

Стресс - это норма! Наш организм говорит «я - живой, я решаю проблемы». Мы, со времён питекантропов и неандертальцев привыкли решать проблемы сквозь стресс, это необходимо было прежде всего для выживания, так устроен наш мозг.

Но, все же, те времена прошли и человечеству необходимо цивилизовано справляться с проблемами.

В чем же я вижу проблему адаптации школьников среднего звена:

  • банально смена обстановки - был один привычный кабинет, а теперь их стало много, нужно еще и запомнить какой предмет где ведется;
  • смена одного привычного педагога на нескольких, и все они разные, у каждого свои требования;
  • ну и, конечно же, увеличение предметов и как следствие увеличение умственной и физической нагрузки. Об умственной работоспособности школьников можно говорить отдельно. Мой диплом как раз был посвящён этой теме. Подростку не так просто сразу решить все эти проблемы и включиться в работу, но он пытается справляться, пусть каждый по-разному, но все же.

Что же в свою очередь испытывают родители ?

◦ Беспокойство! Страх.

Сможет ли мой ребёнок адаптироваться? Справится ли с нагрузкой? Найдёт ли учитель к нему подход?

Как любой сознательный родитель, многие считают своим долгом помочь ребёнку. Порой, это выражается в ярой защите дитя перед школой. Если ребенок что-то не понимает, с чем-то не справляется, все шишки летят в сторону педагога. Почему? Да потому, что родители не понимают, как из круглого отличника все 3-4 года, получился «хорошист» или, не дай бог, затесалась одна тройка в четверти по абсолютно новому предмету. «Наверное педагог не нашёл нужного подхода к моему ребенку! Скорее всего, он (педагог) невзлюбил моего маленького! Пойду научу их всех как нужно работать!»

Но все ли так страшно и категорично?

Конечно, нет.

Нужно понимать и принимать все неудачи ребёнка, поддерживать его, пытаться разобраться вместе с педагогами, в чем проблема, чем можно помочь. Действительно ли педагог не разглядел потенциал ученика, или ребёнок не приложил должного усилия.

Есть другой вариант родительской заботы. Когда родитель начинает «перегибать палку». Слишком много и усердно требовать от ребёнка: лучшую успеваемость, большую загруженность доп. занятиями (репетиторы, секции, кружки). Особенно это касается родителей, которые пытаются воплотить свои нереализованные мечты в детях. Да, воспитание ребенка всесторонне развитой личностью - это хорошо, но не стоит забывать о его интересах.

Вы – это одна личность, ваш ребёнок - совсем другая! У него могут и должны быть свои увлечения, стремления и мечты. И даже тройки с двойками вполне допустимы.

Как избежать длительной адаптации ребёнка к новому? Как помочь ему и самому себе пройти этот этап в жизни с «малыми потерями».

В первую очередь - выдохнуть родителям!

  • Порадуйтесь за своего ребёнка, он стал взрослее!
  • Поддерживайте его всегда, объясните, что это лишь этап в жизни, который нужно пройти. Все неприятности можно преодолеть вместе.
  • Больше общайтесь с ребёнком, проводите совместно вечера и выходные.
  • Помогайте с домашними заданиями, но не решайте все за него. Да, он взрослый, но, возможно, ещё не достаточно, чтобы самостоятельно справляться с некоторыми заданиями. Это не только поможет ребёнку в обучении, но и наладит контакт между вами.
  • Поощряйте! Словом или делом. Это важно. Даже за маленькие успехи. Очень часто из-за сухости родителей и их скупости на похвалу у человека с детства формируется куча комплексов. Не переживайте, что перехвалите!
  • Создайте защищенную, благоприятную обстановку дома. Пусть ребенок чувствует, что школа - это не все, чем ограничивается его жизнь.
Мы все хотим воспитать детей, которые умеют управлять своим поведением, эмоциями - и потому, что с такими детьми легче жить, и потому, что это первоочередная задача родителей. Именно в тот момент, когда мы сами научимся справляться со своими эмоциями, наши дети начнут справляться со своими.
И каждый из вас хочет, что бы ваши дети были успешными. А значит, получали от жизни не только достойную награду за свои достижения, но на протяжении всей жизни открывать в себе свои уникальные способности и таланты. И мы знаем, как помочь детям в этом.
Лора Маркхэм

Если, все-таки, вы заметили, что ребенку психологически тяжело, а вы не справляетесь, не понимаете, как ему помочь - не стоит тянуть и отрицать проблему! Обращайтесь к педагогам, школьным психологам. Всегда найдётся выход, если вовремя заметить опасность.