По преданию французская королева Мария-Антуанетта, когда ей сказали. что у народа не хватает хлеба сказала: "Не беда - пусть едят пирожные". При этом она, как говорят историки, она совсем не думала, что эти слова для большинства простонародья звучат как издевательство. Просто ее общественное положение и образ жизни не позволяли ей даже подумать о том, что нехватка хлеба может быть вызвана ценами, не позволяющими большинству народа купить продукты в достаточном количестве.
Иногда мне кажется, что что-то подобное имеет место среди тех, кто занимается обоснованием и установлением цен на ЖКХ и их обоснованием. Во всяком случае мне не удалось найти ни одной работы, если не считать работы группы И.А.Башмакова аж 2000-205 годов, где учитывалась бы реальная платежеспособность населения. Максимум, что мы имеем - это "экономически обоснованные" цены, в которых расчет цен и расценок производится исходя их существующих цен на материалы и стоимость трудовых ресурсов, а также "разумного" процента прибыли. При этом молчаливо предполагается, что трудоспособное население в своей массе в принципе способно оплачивать подобные расходы. Той же небольшой части. которая в силу тех или иных причин к этому не способна можно без особого труда помочь. подав милостыню в виде субсидий или дотаций.
Подтверждением этому говорит хотя бы тот факт, что 80-90% обсуждений проблемы долгов в ЖКХ фактически сводится к тому, как выбить деньги из неплательщиков. Вопрос о том, что значительная часть неплатежей может быть просто связан с ограниченностью средств населения звучит очень слабо - если звучит вообще.
С моей точки зрения это во многом связно с тем, что люди, которые принимают решения, часто просто не хотят видеть реальное состояние дел, инстинктивно ориентируясь на то, что они видят в своих зарплатных ведомостях. Возьмем например Минстрой РФ. Так, согласно данным портала "Клерк.ру", средняя заработная плата в ведомстве считая уборщиц и прочий технический персонал составляла в 2018 году около 90 тысяч рублей. При этом, как отмечают некоторые эксперты, значительную часть доходов служащих министерств и ведомств составляют доплаты и премии, которые не учитываются в основной статистике заработной платы, но приводят к тому, что реальная сумма получаемая на руки может быть смело увеличена в 1.5-2 раза. Не меньше получают депутаты законодательных органов власти высших уровней.
Разумеется. я не могу утверждать, что эти суммы они получают незаслуженно, но согласитесь, что когда человек получает 80-100 и более тысяч рублей ежемесячно, психологически ему намного труднее понять, что значит для населения увеличение расходов на ЖКХ, скажем, от 5 до 7-8 тысяч рублей, чем тому, чей ежемесячный доход составляет 15-20 тыс.
В результате тому кто принимает решения, ведущие к росту коммунальных платежей, приходится или бороться с собой, в чем-то идя вопреки своему жизненному опыту, или же принять ситуацию как должное по принципу - раз для меня лично этот вопрос неактуален, то и для других имеет место то же самое. А ведь как известно куда проще катится по наклонной, чем пытаться изменить ситуацию, идя против течения, или как советовал один герой анекдота: "Сесть на скамейку, закрыть глаза, покачиваться и думать, что ваш деятельность является движением вперед".
Изменить же ситуацию не изменяя системы, похоже, очень и очень трудно.
Рисунок с сайта pulse19.ru
И.Старшинов, редактор журнала «Коммунальщик XXI века»