Что нужно для хорошей войны? Желание, подкреплённое сильной армией, хорошим планом и поводом. Вот с последним часто бывают проблемы. Перед Авраамом Линкольном, чьё вступление в должность президента пришлось как раз на пик сецессии южных штатов, была именно такая проблема. Никто из его окружения отпускать южан строить своё личное счастье отдельно от США не намеревался. Было очевидно, что единственный путь исправить ситуацию - это война. Но войны не хотело ни общество, ни значимая часть однопартийцев Линкольна: все хорошо понимали, что тот, кто развяжет бойню навсегда останется в истории, как злодей. Но и идеи экономического удушения юга, предлагаемые, как альтернатива, грозили затянуть конфликт на годы, если не десятилетия. А этого допустить было никак нельзя.
Но как начать войну не начиная её? Правильно - спровоцировать. Благо на юге ситуация уже давно готова была взорваться. Причиной её были форты, занятые федеральными войсками. Самой горячей точкой был форт Самтер, расположенный на острове посреди входа в гавань столицы Южной Каролины - Чарльстона. В мирное время форт служил для защиты от нападения с моря, но теперь северяне могли блокировать им морские коммуникации и торговлю южан. Власти штата эта ситуация очень раздражала и те требовали от федералов покинуть форт, а для убедительности отрезали подвоз продовольствия и фактически взяли форт в осаду. К апрелю 1861 года в форте оставалось еды на пару недель и срочно требовалось что-то решать.
Многие конгрессмены склонялись к эвакуации осаждённых, но Линкольн настаивал на необходимости удержания форта, для чего он организовал операцию по доставке продовольствия в форт под прикрытием четырёх военных параходофрегатов. В официальном письме губернатору Южной Каролины Линкольн написал, что это всего лишь гуманитарная миссия и никаких военных сил и грузов в форт доставлено не будет. Вот только губернатор Пикенс не поверил ни слову из письма и передал командующему осадой бригадному генералу Борегару, что тот должен как можно скорее любыми средствами решить вопрос Самтера. Понимал ли Пикенс, что отдавая такой приказ генералу он запрограммировал военное столкновение? Думаю да.
Значит виноваты южане? Нуу, они конечно не могли этого знать, но одновременно с конвоем к Самтеру по приказу Линкольна была организована тайная операция по доставке подкреплений в форт Пикенс (забавное совпадение) во Флориде. То есть подозрительность южан была вовсе не беспочвенной и они хорошо представляли образ мышления своего противника. Борегар знал, что не далее, чем через 3 дня к форту подойдёт флотилия врага и с большой вероятностью доставит не только провиант, но и подкрепления. Допустить этого он конечно же не мог, но попытался в начале обойтись миром: 11 апреля Борегар послал вестового с ультиматумом о сдаче, на что комендант форта ответил, что они могут сдаться 15 числа так как у них закончится еда или умереть защищая форт. Борегара столь поздняя сдача не устраивала и он отдал приказ о начале бомбардировки.
Значит всё же южане? И тут тоже не всё так просто. Нападение на форт формально было актом войны, но во-первых, во время двухдневного интенсивного обстрела никто не пострадал ни с одной из сторон (конечно же это случайно так вышло, а вот после, во время салюта по поводу взятия форта из-за разрыва пушки погибли 4 южанина, став первыми официальными жертвами войны), а, во-вторых, после сдачи форта Борегар разрешил подошедшей флотилии США забрать своих и увезти. В тот момент могло показаться, что удалось избежать худшего развития событий и сейчас всё спустят на тормозах. Но сразу же после сдачи форта, Линкольн подписал прокламацию о 75-тысячном наборе в армию. Этот шаг был красноречивее любых заявлений - решать конфликт теперь будет армия.
Формально войну начали южане, формально они несут ответственность. Но фактически спусковой крючок нажал Линкольн. Прокламация была его Рубиконом, после которого дороги назад уже не было.
Автор - Владимир Герасименко
Подписывайтесь на Cat_Cat в VK