Что делать с дурными помыслами, которые лезут в голову, рассказал протоиерей Максим Первозванский.
Максим Первозванский, протоиерей:
Этот вопрос касается того, что святые отцы называли невидимой бранью или невидимой войной.
Здесь важна фраза — «помыслы лезут в голову». Люди нередко приходят в ужас, когда обнаруживают в своей голове нечто неподобающее. Например, помыслы о причинении вреда, богохульные мысли, блудные помыслы и множество других мыслей, которые человек, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, обычно не позволяет себе. И вдруг они оказываются в его голове.
Ключевое слово — «оказываются». В большинстве случаев неопытные в духовной борьбе люди полагают, что эти помыслы принадлежат им. Есть у меня нехорошая мысль в голове — значит, она родилась во мне. Значит я — её источник.
Так вот, начало этой невидимой духовной борьбы заключается в том, чтобы признать, что источник этих мыслей — вовсе не я. Дело в том, что большинство помыслов проникает к нам извне.
Мы с вами осознаём себя живущими в материальном мире. Вот я сижу за столом, на нём лежит книга, футляр для очков, авторучка, стоит недопитая чашка чая... Вполне материальные предметы. Но здесь же рядом присутствует и невидимый мир, в котором находятся и ангелы, и бесы. И даже сам Господь Бог воздействует на нас.
Воздействие происходит, как со стороны света, так и со стороны тёмных сил. И происходит это через помыслы. Помыслы «всеваются» (от слова «сеять») в нашу душу. Они могут всеваться от врагов, они могут всеваться ангелом-хранителем или самим Господом Богом.
Как же противостоять дурным помыслам? Их необходимо пропалывать, точно так же, как мы пропалываем свой огород. Нужно пропалывать от дурных помыслов и свою душу.
В этой духовной брани нам необходимо воевать жёстко. Не помыслы должны брать нас в плен, а мы должны пленить их.
Помысел проходит несколько этапов. Сначала он только появляется в голове или сердце. Бывает, что мы замечаем его не сразу. Но как только мы его заметили и распознали, мы тут же должны его отбросить.
Нам не стоит его даже рассматривать, мы не должны ни в коем случае присоединяться к нему умом. Нужно стараться отвергнуть его в самом начале. Лучшим способом для этого является Иисусова молитва. Заметили помысел, читайте:
«Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешного».
Один раз, второй раз, третий… Читайте с вниманием, благоговением... В этом случае помысел легко отпадает и уходит из нашего сердца.
Если вы не стали молиться, а начали рассматривать помысел, то может произойти сочетание с помыслом. Сочетание — это когда вы начинаете размышлять о помысле: «А, может, действительно, так...»
Если вы отбросили помысел на первом этапе, то греха нет. Если вы начали с ним собеседовать, то греха не избежать. Далее этот грех может превратиться в страсть, а иногда даже в порок. Переход от помысла к размышлению, к реальному воплощению — это уже достаточно тяжёлая ситуация.
Большинство помыслов необходимо и, самое главное, возможно отсеять на начальном этапе.
Если вы начали сочетание с помыслом (собеседование с ним), то здесь возможно два варианта: с некоторыми помыслами можно бороться путём размышления и рассуждения. Но только это ни в коем случае не касается блудных и хульных помыслов. Святые отцы говорили, что со всяким грехом борись, от блудных грехов бегай.
Как только вы заметили в своей голове блудный или хульный помысел (против Бога, святыни, церкви), нужно сразу отсекать его Иисусовой молитвой. Или может прочитать любую другую молитву.
Если вы не знаете молитв или у вас не получается молиться, то можете прибегнуть к мирскому способу. Он не духовный, но вполне действенный. Постарайтесь переключить своё внимание. Думайте о чём-нибудь другом. Подумайте о планах на отпуск, о просмотренном кинофильме, о том, какие проблемы у вашей жены или вашего сына. Отвлекитесь, переключитесь, переведите внимание.
Но ещё раз подчеркиваю, наилучшим способом является непосредственно молитва.
С остальными помыслами, такими, например, как осуждение, обида, разочарование, можно вести борьбу путём рассуждения. Но это уже — предмет отдельного разговора.
Самое важное — убедиться, что мысль, которая пришла к вам извне, не является правильной, не является христианской... И что она — не ваша.
Ещё статья: Как бороться с дурными мыслями? Объясняют священники.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.