Никто никогда не посчитает, какой же урон советской экономике нанесли несуны – сотрудники учреждений и предприятий, выносившие со своей работы все, что «плохо лежит»: cырье и материалы, готовая продукция, инструменты и спецодежда… Воровали в любых количествах, от скрепки до вагона. И на любой должности, от сторожа или уборщицы до директора завода или секретаря горкома.
Подпись к рисунку:
- В нашем городе меня каждая собака знает!
Советские карикатуристы обличали несунов постоянно. В моей подборке карикатуры 70-80-х годов опубликованные в двух сатирических журналах – общесоюзном «Крокодиле» и украинском «Перець». А так как подобных рисунков за этот период у меня в коллекции более двухсот, я сделал «тематическую» подборку:
НЕСУНЫ НА МЯСОКОМБИНАТЕ
Сказать, что проблема воровства на предприятиях была типично советской, конечно же, нельзя. Советский Союз в этом ничем не отличался от современной России или зарубежных стран. Воруют везде и во все времена, а национальность или политический строй здесь абсолютно не причем.
Подпись к рисунку:
- А это сэкономленное мною сырье!
Другое дело, что в СССР масштаб проблемы несунов был несоизмеримо большим, чем например, в западных странах. Здесь сказывалось отношение любого советского человека к собственности. Государственное – значит ничье, бесхозное.
Подпись к рисунку:
- Эй, товарищ, можно поосторожнее!
Многие из тех людей, кто никогда бы не позволил себе залезть в чужой карман, вынос запчастей или продукции с родного завода воровством совсем не считали. И даже обижались, когда их обвиняли в преступлении.
Подпись к рисунку:
- Будешь очень придирчив, буду выходить через вон ту дырку!
«Государство не обеднеет!» - кто не слышал такую фразу. И надо сказать, что руководители государства с данным утверждением соглашались. Иначе как объяснить, что с несунами фактически не боролись.
Подпись к рисунку:
- По твоей должности, милок, пару килограммов придется сбросить!
Согласно законодательству несуны даже не считались ворами. Все мелкие хищение государственной собственности на сумму менее 50 рублей рассматривались в товарищеских судах. И виновные отделывались лишениями премий и общественным порицанием. Их даже уволить было нельзя, так как в СССР безработица была запрещена.
Подпись к рисунку:
- Борьба с несунами у нас не формальность!
Моя тетя, отработавшая на мясокомбинате 12 лет, с 1980 по 1992 гг., рассказывала, что однажды на Доске позора разместили аж 50 фотографий несунов. А всего на предприятии работало чуть более 500 человек. Почти каждый десятый попался на воровстве готовой продукции.
Подпись к рисунку:
- Всё жена! Последний раз принес. Теперь у нас с этим строго!
Если с промышленных предприятий тащили в основном всякую мелочь (детали, запчасти), то с мясокомбината пытались выносить даже не просто готовую продукцию, а исключительно дорогие дефицитные изделия. Московская летняя колбаса, ветчины, балыки – они не только для собственного потребления, и не для того, чтобы произвести впечатление на гостей. Качественная мясоколбасная продукция это настоящая валюта, тверже которой в СССР была только водка.
Подпись к рисунку:
- Товарищ директор, тут хлопцы с мясокомбината нам бартер предлагают!
Надо сказать, что зачастую наличие несунов среди рядового персонала нередко было выгодно руководителям предприятий. Ведь они также нередко являлись такими же несунами. Только начальники не проносили под одеждой батоны колбасы и связки сосисок через проходную, а спокойно вывозили ящики на служебных автомобилях. А потери списывали на весь коллектив.
Друзья! Понравилась статья, пожалуйста, ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК! Заранее спасибо!
Подпись к рисунку:
- Одно время я работал на мясокомбинате
Сегодня воровство с предприятий никуда не делось. А вот термин «несун» окончательно исчез. Нет никакого смысла воров называть по-другому.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: