Часть 1 ТУТ
Текст написан в 2019 году
ЭПИГРАФ
- Вот едем по деревням, связь то E, то G. Как с девицей: если с ней хочешь нормально Е, то надо найти у неё G.
- А у меня вообще никакой связи… В смысле в телефоне…
(разговор в электричке)
ЧАСТЬ 2
НА ТЁМНОЙ СТОРОНЕ
ГЛАВА 10
ПЕРЕПЛЫВАЯ СТИКС
Поездка тем временем наливалась своими свежими соками интереса и любопытства, поскольку никто из нас ранее тут не бывал, а есть подозрение, что вот лично я уже и не буду. На разъездах у станций еле тащились, со скоростью пешехода, но стоило выйти на однопутный участок между ними, как двигатель начинал реветь, РАшка наша неслась лесами иной раз за сотню км/ч, о чём красноречиво говорили GPS-трекеры. И где-то там, в районе станции Льняная, Артемий произнёс "а мы ведь скоро будем по ту сторону тьмы"...
Ещё в самом начале поездки, у меня дома, Артемий показал раритетные атласы, которые прихватил с собой. Атласов было два. Тверская и Смоленская области. Казалось бы, зачем? У нас ТАКИЕ смартфоны у всех троих... Но прелесть атласов была в другом. Их двухкилометровая картоснова (то есть речь об их масштабе, в одном сантиметре карты 2 километра реальной местности) была советская, ещё минобороновская, что придавало этому изданию особый шик и класс.
И когда мы с Костей удивлённо вскинули брови, мол, что за...? Какая ... тьма .... ? - Артемий просто ткнул пальцем в атлас. В самой ближайшей перспективе мы должны были пересечь речку Тьма.
Поскольку название для отчёта мы заранее так и не придумали - ни хорошего, ни плохого - стало ясно, что отсюда и надо плясать. Я сразу же ухватился за идею. А обнаружив, что прямо перед этой чудо-рекой Стикс, есть платформа 66-й километр, картина стала ещё более идейно толковой. Учитывая, что остановки объявляла наша бортпроводница, было решено заснять речку Тьму сразу после 66-го километра. А в итоге заснял её только Артемий. А всё потому, что платформу 66-й километр мы проехали без остановки, а значит её не объявляли, и как следствие я проехал её с телефоном в кармане.
И вот так мы оказались по ту сторону Тьмы. Стикс пересекли, но попали не в царство мёртвых, а в прошлый век. А то и в позапрошлый. Время точно дало трещину и остановилось.
Но работа шла в гаджетах...
То и дело на станциях попадались водонапорные башни для заправки паровозов водой...
...для досыпания угля...
...а в Старице мы застряли вообще минут на двадцать, и тут надо рассказать отдельно.
Раньше, когда не было светофоров, на однопутных участках применялась жезловая система сигнализации, о чём можно подробно прочесть в википедии или тут. Я своими словами плохо расскажу. В общем, стояли мы больше, чем положено было по расписанию, народ волновался, машинист и проводница бегали в здание вокзала постоянно, а потом навстречу вылез товарняк, который и не думал останавливаться, а лишь притормозил до пешеходной скорости, чтобы помощник машиниста выхватил из рук работницы диспетчерской службы белый свёрток. Мне это напомнило именно жезловую систему, так как больше встречных мы на своём пути не встречали.
Вряд ли такое имело место быть, так как обмен документами между нашей проводницей и служащими на разных станциях в пути происходил постоянно, но в свете погружения в стародавние времена, мне хотелось думать, что всё было именно так, что это был жезл, позволяющий товарняку уйти на перегон именно так, как описано в статье про жезлы. Наш машинист тоже примчался потом с поездным талоном, и только после этого мы выдвинулись в дальнейший путь, несясь очертя голову.
Уже находясь в границах Ржева, мы во второй раз пересекли Волгу.
После чего благополучно прибыли на станцию Ржев-Балтийский.
ГЛАВА 11
СЕРЫЙ РЫЦАРЬ В СИЯЮЩИХ ДОСПЕХАХ
На путях обнаружился классный момент. Стояли три дизеля, которые должны были дождаться четвёртого из Русаново, а после 16:00 разлететься в 4 разные стороны.
Артемий спустился по открытому проходу на соседнюю платформу, чтоб поймать хороший кадр, а оказалось, что за ним уже следит зоркий глаз прапора из линейного отдела... Мы были по ту сторону Тьмы, так что первый слуга Сатаны не заставил себя долго ждать. Все знают, что фотографирование разрешено, и полисменты не имеют права это запрещать. Но у скучающего годами прапора вокзала Ржев-Балтийский был отработан свой элегантный манёвр. Поэтому когда он выловил выбирающегося на высокую платформу Артемия, я сразу кинулся на выручку товарищу и вступил в дискуссию с сотрудником внутренних органов.
Момент страшного преступления Артемия попал в мой кадр.
Суть была такова. Товарищ прапорщик вещал:
- Пройдёмте для составления протокола об административном правонарушении.
- А в чём собственно дело? - перебил я Артемия, убрав его за спину. - Фотографировать на транспорте разрешено.
- Проход по путям в неположенном месте.
- Так вот же проход открыт и настил? - далее мы говорили с прапором вдвоём.
- Он спустился на пути, это разрешено только тем, кто приехал.
- Так мы две минуты назад приехали, вот.
- Вас высадили на высокую платформу, а он спустился на пути.
- Это запрещено?
- Да.
- А как тогда на посадку?
- После объявления посадки можно.
Тут я понял, что этот не отцепится. От скуки он разработал железные схемы аргументаций. Бредятина редкостная, но не придраться. Отрицать было глупо, надо было отходить на вторую линию обороны.
- И чего теперь? - спрашиваю.
- Пройдёмте для составления протокола в отдел,- и прапор попытался свинтить Артемия.
- Командир, - говорю. - Тебе один хрен на кого протокол составлять, давай на меня оформишь?
- Он же нарушил.
- А тебе какая разница, кто в протокол будет вписан? Я на правах старшего нашей туристической группы несу ответственность за всех. Так что пошли, всё, чего надо напишем. Тока без денег.
- Денег не надо, за подобное правонарушение предусмотрено на первый раз вынесение предупреждения. Но я обязан составить на него.
- Командир, ты всё видел, стоял рядом, почему не предупредил о том, что нельзя спускаться на пути? Ты обязан был. Тебе палка нужна в план? Пойдём, напишем на меня, или нам написать жалобу о невыполнении инструкции по предотвращению фактов хождения по путям? Ты сначала должен был сам следить и проводить профилактику правонарушений.
Два старых опытных крокодила встретились. Он понял, что Артемия я ему не отдам, поэтому мы прошли в отдел, что был в 10 метрах. Внутри обнаружилась пи..юлька лет 25, ментушка, с наклеенными ресницами как у дешёвой голландской шлюхи и одетая в форму размеров на 5 больше нужного. Начали составлять протокол. Документы свои я показывать даже не собирался, имею на это право, а когда она залупилась, я ответил, что протокол административки нужен вам, вам и устанавливать имя с моих слов. Очень быстро оформили, благо не в первый раз я вижу подобные бумаги, где надо расписался, где нет - не стал, это тоже моё право. Соска пыталась ещё пару раз влезть, но была жёстко мною послана, после чего улыбающийся прапор пожелал мне удачи и отпустил. Странно, а чего он улыбается? У него же максимум карьеры это старший прапорщик... Пожизненно. В общем, за хождение по путям по закону об административных правонарушениях положено предупреждение. Знайте все и не давайте себя обмануть. Предупреждение и никак по-другому. В моём протоколе так и было написано: вынесено постановление "предупреждение". Всё. А вот если б закурили, то по 500 с рыла...
Кстати, о наклеенных ресницах. Есть подозрение, что это новый модный тренд на расстояниях 200+ километров от Москвы. Ни одной бабе в здравом уме не придёт в голову их лепить ежедневно. А в итоге сидит за кассой бабища, ресницы со спины видно, ментовица это просто вершина дегенератии, в поезде мать с ребёнком, в кроссовках, но налеплены аж дальше носа торчат. То есть они реально не отдупляют, что они просто плохо выглядят? А ещё хуже соображают.
После такого приёма отношение ко Ржеву у нас резко поменялось. Изначально хотели погулять четыре часа по музеям, по местам воинской славы, но теперь хотелось обоссать что-нибудь или того радикальнее, поджечь. Билеты до Вязьмы в кассе нам проданы не были, потому что АЧ2 со своим кондуктором, оплата на месте, да и отделения железной дороги разные. На вокзале нашёлся музей Октябрьской Железной Дороги, но работает он с понедельника по четверг, так что пролетели мы и тут. Яндекс.Карты показали недалеко от станции ещё один музей, но там обнаружилось здание с техническими службами РЖД. Делать было нечего...
Вернулись к вокзалу, зашли в "Пятёрочку" и решили следовать вновь утверждённому плану. То есть спокойно обедать до половины четвёртого, а там и на Вязьму. Взяли пива, ножек копчёных, сыра и прочих всяких вкусностей, сгоняли к ближайшему банкомату, что был километрах в двух от станции, где Костя снял денег, поскольку у него кончилась наличка, вернулись к вокзалу и стали искать место для привала.
И с удивлением обнаружили, что во Ржеве нигде нет никаких лавочек вообще. Как класс их не существует. Как и дорог. То, что яндекс рисовал оранжевым цветом как главную дорогу, оказывалось на месте раздолбанной трассой для могула, только из песка. И никакого асфальта...
Зато был символ олимпиады. Я не знаю, они тут вообще в курсе, что пятое кольцо чёрного цвета? Можно было и не красить. Столько белой краски зря извели...
Посмотрев в карты Яндекс, мы узнали, что если перейти жд (опять в неположенном месте), там можно обнаружить речку и пруд. Поспрашивав местных, выяснилось, что речку давно загадили, пруд зарос, и пройти к нему нельзя, там частные заборы. У переезда я приметил детскую площадку и сказал буквально следующее "парни, в Москве я на детских площадках не бухаю, но здесь жопа, и я не удивлюсь, если на этих кривых ржавых железяках, именуемых площадкой, местных детей делали несколько лет назад. Садимся и обедаем, пошло оно всё в женский орган, я устал, час уже бродим, ни одной лавки"...
ГЛАВА 12
НЕВЫНОСИМАЯ ЛЁГКОСТЬ БЫТИЯ
Лавка вместила нас всех троих, даже оставив место для пакетов, из которых мы смогли сделать некое подобие скатерти для разделки копчёных ножек, открыли пиво, выдохнули и осмотрелись. Переезд, жд станция и горящая чёрным дымом помойка - отличное место для игр ржевских детей. Кто из них вырастет? А мы ещё думаем, откуда они такие... Я в Кунцево в 6 лет смотрел на поезда, но не потому что они ходят у меня за забором дома, а потому что я ходил на тренировку в бассейн "Сетунь" по пешеходному переходу у Полоцкой улицы над путями Белорусского хода. И мне нравилось. А им и сравнить-то не с чем. На площадке валялся обезображенный труп плюшевого медведя в метр ростом, но это было не интересно местным детишкам. Они сочиняли свои игры, лазая по нескольким гнутым железякам. Чуть позже пришли футболисты и два часа звали нас поиграть, их было четверо, пацаны лет 7-8 и девочка. Им не хватало таких же ещё поиграть, а мы были не в настроении. Понятно, что играть нам пришлось бы друг с другом, а так мы ограничились подачей улетающих мимо ворот мячей, что катились нам под ноги.
Над головами хмуро шли тучи. Настроение повышалось. После трёх часов стали собираться в обратный путь, дабы не пропустить наш поезд на Вязьму. И на переезде столкнулись с чудо-поездом. В середине товарняка, в стандартном грузовом вагоне была открыта дверь, в которую беспечно курили два солдата в полном боевом тактическом обвесе, потом шли несколько хопперов под ником "зерно", а потом ещё один вагон с охраной. И попробуйте меня убедить, что там ехало зерно.
Но так или иначе, даже взрыв всей этой невдолбической хреновины не мог нам помешать продолжить осуществление нашей задумки. Хоть и было далеко до вокзала, пути мы перешли демонстративно через переезд, даже не смотря на то, что Артемий заметил, что нельзя наказать два раза в день за одно и то же нарушение, на что я заметил, что тебя и Костяна можно, это я уже отстрелялся. Проходя мимо ментовки, наблюдая ухмылку прапора с порога, я саркастически спросил:
- Сейчас-то можно на посадку? А то мы не слышали, объявили или нет.
Прапор что-то хрюкнул в ответ, но я не расслышал, из чего заключил, что можно. На платформе толпилась огромная куча народа.
Когда открылись двери, вот, не сказать чтобы случилась давка, но все захотели войти сразу, а множество узких ступенек и баулы мешали людям осуществлять задуманное. Несколько человек пытались даже потерять равновесие и выпасть обратно прямо на страждущих, но в задницы их подпирали головами нижестоящие, так что всё происходило равномерно и без эксцессов. В конструкции АЧ2 местные разбирались очень хорошо, поэтому все из центрального тамбура сворачивали налево, ибо мотор находился справа. Дизель на таком старом поезде штука особенно громкая, но нас это не должно было никак смущать, поэтому попав внутрь, мы сразу же заняли очень удобные лавки у самой стенки моторного отсека. Это было почти гарантией, что к нам никто не подсядет. В общем-то так и случилось. По-хорошему, мне казалось, что от наплыва столь большого количества страждущих, наш несчастный подвижной состав просто лопнет, но внешняя компактность оказалась обманчива. Уместились все, и даже с некоторыми зазорами в том отсеке и с максимально большими у нас. Интересно, вот сейчас придут новые РА3, спишут АЧ2, и станет там ездить воздух в новейших сверкающих составах минимум из двух вагонов?
Очень живописно рядом тормознула и побухтела классическая маневровая ТЭМка...
А тем временем из всей четвёрки РАшек и АЧешек мы первые двинулись в путь. Сразу же в моторный отсек начал бегать помощник машиниста, и только тогда нам стало ясно, почему аборигены так не хотели сидеть в этом отделении. Когда поммаш первый раз открыл дверь, звуком мне отбросило голову в стекло, было ощущение, что мне выстрелили в ухо и сейчас оттуда польётся кровь. Костя сидел у самой двери, ему должно было просто оторвать голову. Но нет, Костина голова уцелела. И даже произнесла:
- Ад. Там ад. А я привратник ада.
- Альтер-эго апостола Петра. - говорю я. - И вообще, мы как только пересекли Тьму, приспешники ада нас просто атакуют. Прапор, бабы с ресницами, поммаш теперь...
Ну, а в остальном была тишь да гладь, и лишь грустно провожала нас взглядом винни-пухообразная "буханка". Мне одному кажется, что УАЗ очень похож на этого мультипликационного героя?
На Помельнице нас ждало очередное удивительное открытие. Где-то в лютой жопе мира, где нет газа, а иногда и света, на платформе стоял столб освещения на солнечной батарее. Кстати, может как раз, именно из-за отсутствия газа и света?
В Сычёвке пропустили встречный грузовичок.
А на 232 километре обнаружился вот такой симпатичный павильончик.
А где-то в Усадище произошла мега-посадка человек двадцати с огромными корзинами и рюкзаками, так что занялась вся сидячка, а несколько человек даже остались стоять в тамбуре. Я думал, что это грибники, но беглый опрос новых соседей по вагону показал, что места здесь предельно заболоченные, поэтому в великом множестве в округе произрастают не грибы, а брусника.
Это всё выяснилось, когда я уже вылез в тамбур, чтобы осмотреть окрестности Касни.
ГЛАВА 13
КАСНЯ 25
Я взял в доме свой рюкзак, набил его едой и отправился в путь к станции Касня (километров пять). Я хорошо помнил, как мы ехали на машине, и поэтому сразу взял курс в нужную сторону. Пройдя километра три, я почувствовал голод и сделал на пригорке привал. Ночь была ясная и теплая...
(с) повесть "Две Буквы", Илья Ковалёв, 1995
Не зря затеяли мы эту поездку, хотя про существование Касни я на момент планирования забыл начисто. А потом вдруг рубануло: ровно 25 лет назад, в августе 1994 года приезжал я сюда в гости к своей Ане... АК. Правда не совсем в Касню. Деревушка Староселье неподалёку, тогда она была домов семь и не имела прямой дороги к станции. Да что там дороги, не имела света вообще, настоящая деревня на самообслуживании. Сладостные воспоминания... Мне 15, Ане 16, каникулы перед 11-ым классом, две бутылки портвейна "Три топора", завалинка на околице, две телогрейки, луна, светящая на Анькино плечо в дырку в крыше сеновала... Счастливое время. Ничего не надо было. Только любовь и сигареты.
25 лет... Бог ты мой, как же это много. Где ты сейчас, моя АК?
И вот всё это пронеслось у меня в голове в самых ярких красках, пока я проталкивался в тамбуре к дверям. Так хотелось увидеть хоть краешком глаза ту деревушку, но произошёл невероятный облом. Рельеф местности оказался таковым, что просмотр ограничился близлежащим пригорком. Мне оставалось лишь заснять вокзал Касни, до которого в ночь с 4 на 5 августа 1994 года я так и не дошёл.
Вот, кстати, и пригодился атлас Артемия. Напомню, что картоснова в нём примерно тех же времён, что и мои воспоминания.
И дорога сейчас идёт по-другому, и до станции теперь можно напрямки.
В общем, лютый прилив ностальгического комка в горле разбился о суровую реальность, и не оставалось ничего, кроме как вернуться на своё место.
ГЛАВА 14
ВСЕЛЕНСКИЙ ПОТОП
А на улице начался дождь. Вернее, ливень. Тучки давно собирались, но я до последнего надеялся и верил, что синоптики не врут и дождя не будет. Как позже выяснилось, этот ливень зарядил до глубокой ночи не преставая ни на секунду и не снижая своей интенсивности.
В Фомкино обнаружился агитационно верно выдержанный труп вокзала.
А в Кокорево произошла протечка воды с крыши. Но только на меня. Даже показалось, что вода где-то долго и подло скапливалась, чтоб потом вероломно, без объявления войны, тщательно выбрав цель, водопадом обрушиться на моё левое плечо. Пришлось мне выйти в проход и там мучительно мечтать о тех, надеюсь, скорых днях, когда поезда типа АЧ2 московского узла пойдут на гвозди, а вместо них поедут красавцы РА3, коих очень много заказала Московская Железная Дорога.
Вскоре подлая вода добралась и до Костяна, которому тоже пришлось свалить в проход. Ситуация была критической. Я сгонял к проводнице уточнить, есть ли на борту какие-нибудь обтирочные концы, газеты или ещё что-нибудь пригодное. Увы, не нашлось. Пока я ходил по составу, силами нашей половины вагона подтопление было побеждено, и мы с Костей смогли занять свои законные места, чтобы увидеть как мы прибываем на станцию Вязьма.
Где обнаружились весьма симпатичные голубенькие вагончики БЧ [бэлар'ускай чых'унки] из соседней дружественной республики. На самом вокзале особенно радостно было обнаружить свеженький ремонт, что не затронул ни коим образом советские элементы декора.
Как и в Твери, нас поджидал паровоз. Но только в Твери он стоял задвинутый в попу мира на территории вокзала, а тут прямо у парадного что ни на есть входа.
И тут ливануло с утроенной силой. А так как зонтик был только у Артемия, в магазин пошли он и Костя. Ведь только двое худых и стройных могли под зонтом поместиться, в то время как я, скорее всего, не влез бы туда и один. Так что я остался в гордом одиночестве в павильончике на платформе сторожить нам места, ибо ожидание должно было быть долгим.
Через какое-то малое время приползла со стороны Бородино электричка, что по первоначальному плану должна была нас туда отвезти, но как я уже писал выше, от этого варианта мы отказались в пользу более дешёвого и быстрого на "Ласточке".
ГЛАВА 15
ВРЕМЯ СУЕТЫ
Стемнело очень резко, ливень и не думал ослабевать, становилось прохладно. Минут за двадцать до прибытия нашей Ласты из Смоленска мы перекочевали под пешеходный мост. Посадка ожидалась офигительная, народу было очень много. Поэтому становилось непонятно, как за две минуты кондукторша проверит документы у всех ломящихся. Я, признаться честно, изначально был уверен, что народу будет немного. Ну, как: вечер, пятница, на Москву... Обычно по пятницам все потоки направлены в обратную сторону. Но реальность меня очень жёстко вернула на место.
Это был ад. Сначала нам пришлось пробежаться до нашего вагона номер 4, ведь изначально не было понятно, с какого конца состава нумерация, потом штурмануть лестницу и попасть в давку в тамбуре. Проводница орала как резаная: "Паспорта! Быстро! Проходите! Вас нет! Кто брал билет сегодня, распечатывайте, не пущу! Вас тоже нет!" Народ напирал и лез по головам. Слава всевышнему, что билеты мы брали заранее, мы были в списках, так что достаточно было предъявить только паспорт. Артемий провалидировался первым и пошёл искать и занимать места.
Вот тут надо отдать Артемию должное. Когда я заказывал билеты через сайт РЖД, я открыл схему мест, чтобы выбрать лучшие. Лучшие - это три в ряд, но такие, чтобы не сидеть коленки в коленки и нос к носу с соседями напротив.
На приведённой выше схеме видно, что этим условиям полностью удовлетворяют только места 57-58-60 в одну сторону, и 65-66-68 и 69-70-72 в другую. Я начал брать билеты, и советуюсь с парнями по Вайберу, мол, 57-58-60 самое то, все согласны? Артемий говорит, мол, а давай 65-66-68? Я говорю, а какая разница? Мы всё равно не знаем, в какую сторону вагон будет развёрнут. Но, добавляю, мне пофиг, давай 65-66-68 возьмём. И взял...
И вот последняя интрига дня заключалась лишь в том, каким местом вперёд мы поедем. Сработала чуйка Артемия, билеты были выбраны правильно, и всю дорогу мы ехали развёрнутыми в правильную сторону. В общем-то, лично мне абсолютно всё равно, куда лицом, тем более, что за окном ночь и смотреть туда не надо, но многим это принципиально. А кого-то даже укачивает, когда наоборот едут.
Очень меня обрадовал и выбор вагона. Соседний с головным, где был туалет. Ходить близко, но не пахнет, так как в "туалетном" вагоне стояла такая дикая биотуалетная вонища, что аж блевать хотелось. Особенно улыбало, что воздух в нашем вагоне был прохладен и кондиционируем, а скорость редко снижалась меньше 125 км/ч, а чаще всего была около 155.
Незадолго до прибытия на вокзал, выяснилось, что там, на шестой платформе, на первом пути, то есть в неправильном направлении, стоит и не собирается пока никуда ехать последняя электричка от Белорусского вокзала до Лобни, что мне неплохо подходит для проезда до дома, так как не надо спускаться в метро. Осложняло дело то, что уехать она должна была в одно время с нашим прибытием, но я решил рискнуть, поэтому я заранее попрощался с Артемием и Костяном, и как только открылись двери, расталкивая толпу локтями, я бегом ломанулся с пятой платформы на шестую по надземному переходу. Таких как я было несколько человек, и всем нам несказанно повезло. Мы запрыгнули в состав и даже успели отдышаться. Электричка ушла с опозданием в три минуты.
Уже внутри я решил поточнее посмотреть, что за поезд меня везёт. Поскольку билета у меня не было по понятным причинам, что меня очень сильно тяготило, выйти на Лианозово я не мог, там турникеты. Значит выйти мне надо было на Марке и сесть в автобус, или на Новодачной и дойти до дома пешком. Но по закону подлости электричка пропускала только две станции, и это оказались именно Марк и Новодачная. Спас случай. В четырёх минутах позади шла на Икшу, так что на Дегунино я вышел, покурил и тут же снова сел в поезд. Прогулялся до первого вагона, вышел на Марке и уже через 8 минут садился в автобус 867 до дома, где и был около 0:30.
Успел залить фотки в комп, создать в ЖЖ рыбу под первую часть этого отчёта и в 2:00 упал без сил, проведя на ногах без сна 44.5 часа...
ЭПИЛОГ
Вот такая получилась поездочка, длиной чуть более 22-ух часов и протяжённостью более семисот километров.
Честно признаюсь, что у меня вообще не было ни единой задумки, чем зафиналить этот рассказ. Структурно большие отчёты подразумевают в себе пролог, часть 1, часть 2 и эпилог. Я даже у Артемия с Костей попросил помощи, дескать, в растерянности. Но помощь пришла откуда я лично не очень ожидал. Дело в том, что я совсем запамятовал, что располагаю очень близким родственником с филологическим образованием, поэтому как только моя мама прочитала ещё не полностью дописанный и отредактированный текст, с её стороны поступил укор по наполнению, мол, "мало анализа и эмоций". Vox populi в чистом виде, мне ответил мой читатель.
И вот теперь в эпилоге можно немного об этом порассуждать. По большому счёту, создавая отчёты о поездках, я апеллирую к достаточно узкой прослойке потенциальной аудитории. Как участник транс-фанатского сообщества, я вынужденно опираюсь на даты, время, подвижной состав, знаковые точки или очевидные только транспортникам транспортные приколы. Ведь зная истину, трудно прикидываться незнающим. Да и все поездки строятся на базе максимально суженной транспортной задаче.
Да, гены и образование позволяют писать интересным языком, предельно далёким от профессионального транспортного сленга и железнодорожного канцелярита, языком, близким к литературному.
Почитать бестолковые угловатые квадратные строки можно на вдальрайдинге, электричкинге и на прочих интернет-источниках, коих до неба, где люди особо не заморачиваются ни грамматикой, ни стилистикой, ни наполнением. Я выбрал сложный путь совмещения. Я иду путём разбавления сухой цифИри лирическими оборотами. Но у этой творческой палки есть и второй конец. То есть ценителям литературы, как моя мама, слишком мало анализа и эмоций, а транс-фанам слишком мало конкретики, цифр и транспорта в чистом виде.
Надо понимать, что объять необъятное вряд ли возможно, но скрестить ужа с ежом - вполне. Взять транспортный отчёт и влить в него море отступлений - пожалуйста. Написать поэму и запихнуть туда расписания - вряд ли. Отчёт в данном случае не есть литература в чистом виде, не эссеистика, и даже не мемуары. Другая специфика материала, с которым приходится работать, литературная основа другой природы. Радищев ехал из Петербурга в Москву ТАК долго, что роман написал, а здесь как пьеса - важно единство времени, места и персонажей, и ни в одной пьесе вы не встретите описания берёзы длиной в три страницы.
Я не оправдываюсь перед мамой, что очень мало всякой лирики. Можно было бы отдельную главу посвятить туману под Клином, который "как густой кисель обволакивал одинокие домики, стоящие на опушке леса.." Или процитировать всю главу из моей повести, как я провёл три дня в окрестностях Касни... Но о чём и зачем это? Суть транспортного отчёта в том, что, в общем-то, он идёт по схеме фото-комментарий. Нет фото тумана - нет о нём ни слова.
Как и многие авторы чистой литературы, я тоже зажат в определённые стилистические рамки, и их, увы, определяет не богатство русского языка, а банальная пара тысяч автобусных, железнодорожных и прочих транспортоориентированных слов. Лингвистически богатый рассказ не будет интересен поклоннику транспорта, выжатый до состояния жмыха цифровой отчёт про жд - поклоннику литературы. Вот и кручусь, как уж на сковородке, пытаясь совместить две трудносовместимых части моей жизни: поездную и творческую.
Как зеркало эта поездка. Две части. По ту и по эту сторону Тьмы...
За сим вечно ваши Артемий, Константин и Касым.
Все фото Касыма ТУТ
Все фото Артемия ТУТ
(с) Касым, 2019
Оригинал статьи, написанный мной же, но немного в другой редакции, находится тут https://kasymus.livejournal.com/13159.html