Все началось еще зимой. Ира впервые встретилась с ним на улице студенческого городка. Она бежала с лекций к себе в общежитие, а он шел к друзьям. Стояла хорошая солнечная погода. Оба радовались морозному зимнему дню. Произошло так, как пишут в романах - взгляды их встретились и что-то екнуло в сердце. Они даже на секунду остановились от неожиданности, а потом резко ускорили шаг. Голова слегка затуманилась, но в душе такая радость поднималась из глубины, что это казалось не реальным. Теперь в любой толпе они искали друг друга взглядами, а если удавалось где-то увидеться, это было огромным счастьем. Что случилось и так было ясно. В одно мгновение один человек стал дороже всех людей на планете. Их первая осознанная встреча произошла на занятиях в клубе альпинистов, куда Ира записалась совсем недавно. Он тоже пришел на тренировку. По всему видно было, что Ваня, так зовут нашего героя, ходил сюда давно, его все знали и дружно приветствовали. После знакомства, Ира и Ваня пытались скрыть от друзей свои чувства, но счастливые глаза выдали их с потрохами. Во время учебы в институте, студенты, занимающиеся в клубе, два раза в год выезжали в Крым, в горы, на наскальные занятия. Обычно это было на 1 Мая и на 7 Ноября. Почему эти даты, да все просто. В мае курортный сезон еще не начинался, а в ноябре уже заканчивался, и для студентов появлялась возможность не очень дорого пожить у моря, совмещая полезное с приятным. Клуб альпинистов базировался в спортзале институтского городка. Благодаря энтузиазму его руководителя- матерого альпиниста, неоднократно покорявшего вершины самых различных гор, этот клуб привил любовь к восхождениям очень большому количеству студентов. Оглядываясь назад, его бывшие воспитанники с благодарностью вспоминают ту неповторимую атмосферу, которую удалось создать руководителю. Студенты, приехавшие из разных городов страны, оторванные от семей, находили здесь отеческую заботу и самую крепкую дружбу. Учились нести ответственность за свои поступки, преодолевать трудности и доверять своим друзьям, как себе. В горах каждый человек показывает, чего он стоит.
Решение об отъезде в Крым, застало Иру врасплох. Никогда она еще не ездила в горы. Что брать с собой?- растерянно думала она. Но годами сложившаяся практика таких поездок, все расставила по своим местам. Выдали раскладку по необходимым в поездке продуктам, медикаментам, снаряжению, провели инструктаж. И вот уже перрон, вагон и веселая толпа с рюкзаками и гитарами, а впереди море и солнце. Дружно разместились в вагоне, заняв его на две трети. От гомона веселых молодых людей было слегка шумновато, но разве это имело значение. Когда поезд тронулся, всем раздали легкий перекус, проводница принесла сладкого чая в подстаканниках, и чем темнее становилось за окном, тем тише становилось в вагоне. Молодежь стала засыпать. Утро уже встретит их в Симферополе.
Являясь студентами Лесотехнического института, базировались в зеленом урочище, в бухте Ласпи, на территории пионерского лагеря "Батилиман". Над лагерем величественно возвышалась гора Куш-Кая.
Сторожу лагеря и пограничникам все преподносилось так, что обучающиеся приехали на практику изучать флору и фауну Крыма, особенно эндемиков (растений, произрастающих только в этой местности). Место это было "прикормленным", ездили туда из года в год, особо никому не докучали, и претензий со стороны официальных лиц к ним не было.
Ира проснулась ночью от дикой боли в животе. Вагон мирно спал. Сначала ей казалось, что все пройдет само собой, но боль не отпускала. Она встала, прошлась по вагону, в надежде, что спазм ослабит хватку, но стало только хуже. Неужели аппендицит, - подумала Ира. Где-то через час, ей пришлось разбудить руководителя. Он сходил к проводнице, чтобы узнать, когда будет ближайшая остановка в каком-нибудь городе, где есть врачи. Ответ был неутешительным. Поезд скорый и почти всю ночь будет ехать без остановок. По связи проводница вызвала начальницу поезда, которая долго допрашивала Иру о том, не беременна ли она, были ли когда-нибудь жалобы на аппендицит. Ира на все отрицательно мотала головой. В итоге поезд на рассвете остановили на станции "Подсинее". Руководитель, для сопровождения, вместе с Ирой отправил и Ваню. Скорая уже ждала у перрона. Железнодорожники сработали быстро. После промывания желудка и нескольких уколов, Ире стало намного легче. Только очень хотелось есть. Как теперь добираться до своих? Работники станции вновь показали себя с лучшей стороны. Их посадили бесплатно в поезд, идущий на Симферополь. Голодные, но радостные, что все обошлось, что они вместе, они запрыгнули на подножку своего вагона. Только поздним вечером Ира с Ваней с тяжелыми рюкзаками добрались до места. Для Иры это было нелегким испытанием, но трепетность и искренность, с которой относился к ней Ваня, давали ощущение покоя и комфорта. Им так хорошо было вместе. На перекладных добирались они до бухты Ласпи, где в зеленых зарослях прятался лагерь. Ваня не один раз приезжал сюда, и поэтому очень хорошо знал дорогу. Уже в кромешной темноте свернули они с основной трассы и стали спускаться по серпантину- извилистой проселочной дороге, вниз к морю. Вдруг услышали, что им навстречу снизу едет автомобиль. Видны издалека светящиеся фары. Пограничники! - шепнул Ваня. Срочно с дороги! Они спрятались за стволами деревьев и ждали, когда проедет патрульная машина. Когда все успокоилось, продолжили спуск к лагерю. Навстречу вышли трое с огромным котелком только что сваренного супа, это наши! После бурных приветствий, руководитель определил в какую палатку заселяться. Им выделили просторную четырехместную палатку, в которой, помимо Вани и Иры, находились их друзья Таня и Михаил. После сытного ужина и распределения заданий дежурным, руководитель дал отбой. Лагерь затих. Первыми заснули намаявшиеся за бессонную ночь и нелегкий день, Ваня с Ирой. Они спали в двух спальниках, повернувшись лицом к лицу, крепко держась за руки. Рядом, в своих спальниках, хихикали их друзья. Вскоре, шум волн убаюкал и их. Утро ворвалось солнцем и командой строиться на зарядку. Все выползали из палаток, строились и бежали к морю, где на каменистом пляже усердно делали разминку, а потом умывались еще холодной соленой морской водой, дурачились и носились друг за другом. Дежурные готовили завтрак на керосиновых таганках. У всех было приподнятое настроение. А что вы хотели- молодость!
За месяц сборов, все окрепли и еще больше сдружились. Свободного времени почти не было. Наскальные занятия, вязание узлов, дежурство по лагерю, работа со снаряжением, волейбол, походы в магазин за хлебом, вечерние концерты под гитару. Сезон закрывался восхождениями по маршрутам разной сложности, в зависимости от подготовки спортсменов. Ира была в команде чайников-новичков, и ей предстояло пройти самый легкий маршрут. Иначе, ни о каком зачете можно и не мечтать. Ваня, как более опытный, должен был пройти более сложные маршруты, но понимая неопытность Иры, попросился пройти ее первый маршрут с ней в связке. Руководитель был не против, при условии, что свои маршруты Ваня тоже пройдет. Так и сделали. Ира и еще несколько новичков, в сопровождении руководителя и более опытных спортсменов, ранним утром вышли на место подъема. Одели каски, системы, взяли веревки. Готовность каждого тщательно проверили. Началось первое в ее жизни восхождение. На самом деле это не покорение дороги наверх, а преодоление самого себя, своих страхов, тяжелая и ответственная работа, от которой зависит не только твоя жизнь, но и жизнь тех, с кем вышел на маршрут. После нескольких часов утомительного подъема, почти у конечной части маршрута, резко испортилась погода. Поднялся сильный порывистый ветер, который дул в сторону моря.
Все шли по гребню. Внизу отвесный обрыв метров 200. Камни под ногами и руками шатаются во все стороны. Ирина в какой-то момент запаниковала и прижалась к земле. Останавливаться в такой ситуации было слишком опасно. Ветер был такой силы, что веревка между Ваней, который шел впереди, и Ириной, шедшей в связке за ним, парила над пропастью! Он сдувал спортсменов в сторону обрыва. Это было очень неприятным сюрпризом. Чтобы подбодрить Иру, Ваня весело шепнул ей, что возьмет ее замуж, если она пройдет маршрут до конца и получит зачет. Ира понимала, что это лишь шутка, но если тебе двадцать лет и ты по уши влюблена... Однако, Ира цепенела от страха, и не могла сделать ни шагу. К ней подошел их знакомый Саша, который вел другую связку, шедшую вслед за ними. Он зацепил свой карабин за систему Ирины, и они с Ваней, страхуя с двух сторон, вывели ее с опасного участка. После небольшого подъема по отвесной стене, по перилам (страховочная веревка, жестко закрепленная с обеих концов и обеспечивающая возможность статического и динамического нагружения участниками), группа успешно взяла необходимую высоту. Ветер резко прекратился, выглянуло солнце, как будто ничего и не было! Сделали несколько снимков на память и быстро стали спускаться вниз, но уже другой дорогой. Спуск с горы всегда бегом. Это закон, которому учили их в секции. Изнурительно долго бежали по пологому склону. Чем ниже спускались, тем жарче палило солнце. Уставшие, но довольные возвращались обратно. У подножья сняли снаряжение, уложили все в рюкзаки и спокойно вернулись в лагерь. Вечером на линейке, торжественно принимали новичков в альпинисты. Сначала им нужно было пройти полосу препятствий, где за каждое неправильное движение, их мазали зеленкой злые "черти". Потом нужно было выпить каждому холодного вкусного компота из бидона. Его разливали по кружкам, а когда все выпивали, со дна бидона доставали носок. На самом деле, носок незаметно кидали уже тогда, когда компот был разлит по кружкам! Ощущение еще то! Потом "черти" раздавали новичкам камни. Их нужно было держать в вытянутой руке до тех пор, пока читается текст клятвы. Только после этого, новичок считался посвященным!
В день отъезда, территорию, тщательно убранную, пришел проверить сторож лагеря. Он остался ими доволен. Все чисто, все в порядке. С тяжелыми рюкзаками ранним утром поднялись по серпантину до трассы. Автобусных остановок в этом месте нет. Самых красивых девушек попросили останавливать попутки, идущие в сторону города. Отказать таким красавицам не смог водитель небольшого грузовичка. Юноши ловко покидали рюкзаки в кузов, усадили девчонок и последний раз окинули взглядом это благословенное место. Уютная бухта обнимала краешек моря. Над ней стеной стояла гора Куш-Кая. Море искрилось под ярким солнцем. До свидания, море! Мы приедем к тебе осенью!
Дарует радость свежую морское побережье.
Соленым ветром полнятся палаток паруса.
Губами опаленными, поем мы песни нежные.
О том, как на вершине уснули небеса.
Припев:
Куш-Кая нам с тобой улыбается,
Крепче камень, надежней рука.
Мы на склонах твоих повстречались,
Куш-Кая, Куш-Кая, Куш-кая.
Мы долго помнить будем, мы вряд ли позабудем,
Веревок паутинки, сплетенные в мечту.
Друзей надежных руки, костров, горящих угли,
Рассветов и закатов восторг и красоту.
И гор вокруг не мало, но Куш-Кая нам стала,
Такой, что в целом свете, красивей не найти.
Пусть будут эти скалы, как наши пьедесталы.
Нам маяком на жизненном пути.