Не так давно, примерно месяц тому назад, мы публиковали статью на тему: «Применение ставок вывозных таможенных пошлин в отношении зерновых культур», где излагали позицию Минфина России по поводу применения лицензии, которая должна быть у декларанта на момент подачи первой временной периодической таможенной декларации.
Напомним читателям о примере, который приводили в предыдущей статье, для лучшего понимания ситуации.
Если временная таможенная декларация на экспорт зерновых была подана, предположим, 17 февраля 2021 года, после 15 февраля 2021 года (в период действия вывозных таможенных пошлин), а сам товар (например, пшеница) был вывезен 25 февраля 2021 года, при этом лицензия была получена 24 февраля 2021 года, то при подаче полной декларации таможенные органы РФ должны применять основную ставку таможенной пошлины в размере 50% от стоимости, но не менее 100 Евро за тонну, а не сниженную ставку в размере 25 Евро за тонну.
Видимо, не всем зерновикам пришлась по душе позиция Минфина России по данному вопросу. Логику зерновиков можно понять. Мало того, что лицензию трудно получить, для применения сниженной ставки таможенной пошлины, так ещё к этому, государство - в лице Минфина России, предъявляет требования к моменту её получения. При этом несвоевременное получение лицензии,тождественно её отсутствию.
Не прошло и месяца и вот новая позиция Минфина России по данному вопросу, следите за её логикой.
Частью 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон) установлено, что в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации.
К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 Закона тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. № 2097 «О тарифной квоте на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза» (далее - Постановление) с 15 февраля по 30 июня 2021 г. (включительно) установлена тарифная квота на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (далее - Союза), зерновых культур, помещаемых под таможенную процедуру экспорта в общем объеме 17,5 млн. тонн.
Использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Разовая лицензия выдается в пределах объемов тарифных квот, в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).
Срок действия указанных лицензий устанавливается со дня их выдачи (но не ранее 15 февраля 2021 г.) по 30 июня 2021 г. (включительно).
Таможенное декларирование вывозимых с территории Союза зерновых культур осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза с учетом особенностей таможенного декларирования установленных законодательством государств-членов Союза, в том числе с применением временного периодического таможенного декларирования товаров.
Таможенно-тарифное регулирование при применении временного периодического таможенного декларирования определяется частями 11 и 21 статьи 102 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», то есть при подаче временной декларации на товары ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары и при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации.
Ввиду длительности, установленного частью 20 статьи 102 Федерального закона № 289-ФЗ, предельного срока, установленного таможенным органом для подачи одной или нескольких полных деклараций (полных таможенных деклараций), временная декларация на товары может быть подана до получения разовой лицензии, а подача полных деклараций (полных таможенных деклараций) после фактического вывоза зерновых культур.
В таком случае Минфин России полагает возможным применение более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе зерновых культур в пределах выделенного объема тарифной квоты при условии, что такой товар фактически вывезен с территории Союза в период действия разовой лицензии.
Таким образом, практическая ситуация, которая приведена в начале данной статьи, будет решена совершенна по другому, а именно, будет действовать сниженная ставка таможенной пошлины в размере 25 Евро за тонну.
Мы полагаем, что последняя позиция Минфина России является более взвешенной и обоснованной по отношению к предприятиям, осуществляющим экспорт зерновых культур, которые играют заметную роль в развитии экономики России.
Два положительных момента для экспортеров зерновых культур следуют из этого: во-первых, таможенные органы не будут больше принудительно взимать таможенные пошлины в полном размере в подобных ситуациях, во-вторых, если таможенные пошлины уже были уплачены по полной ставке, то у экспортеров появляется право обратиться в таможенные органы для их возврата.