Найти тему
Ekaterina Skvortsova

Рынок электромобилей и зарядной инфраструктуры России - меры господдержки и перспективы

Рынок электромобилей и зарядных станций развивается динамично: темпы прироста — до 80% ежегодно. К концу первого квартала 2021 года в России было зарегистрировано 12,4 тысячи электромобилей. В 2025 году ожидается увеличение продаж электромашин до объема 100 тысяч единиц. К 2030 году количество электромобилей достигнет 1,5 млн единиц.

Поддержка рынка активно обсуждается на федеральном уровне – разрабатываются программы стимулирования развития зарядной инфраструктуры и электрокаров. До 2024 года на развитие электротранспорта из федерального бюджета правительство совместно с минэкономразвития предполагает потратить более 30 млрд рублей. Программы льготного лизинга на электроавтомобили в соответствии с Концепцией по развитию производства и использования электротранспорта до 2030 года начнут действие в ближайшее время.

Уже сейчас в Москве, Санкт-Петербурге, Казани владельцы электрокаров используют муниципальные парковочные места бесплатно. Скоро это распространится и на другие города, в ближайшее время – на Нижний Новгород. В ряде регионов предусмотрено отсутствие транспортного налога или значительная скидка на его уплату.

Экспресс-ЭЗС позволяет полностью зарядить электромобиль за 30 минут
Экспресс-ЭЗС позволяет полностью зарядить электромобиль за 30 минут

Субсидии и государственные программы поддержки рынка электромобилей

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал 19 июля 2021 года о планах Правительства по стимулированию спроса на электромобили в России: в соответствии с Концепцией по развитию производства и использования электротранспорта до 2030 года, разработанной Минпромторгом совместно с Минэкономразвития, льготные программы кредитования планируется запустить уже в 2022 году сначала на электроавтомобили, а в последующем — и на водородный транспорт.

«В этом году будет запущена программа поддержки производителей автокомпонентов с компенсацией 30-40% затрат на реализацию проекта. В ней смогут участвовать производители водородных топливных элементов, батарей, электромотора, силовой электроники, систем управления», — поделился планами Денис Мантуров.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Фото: Александр Корольков / РГ https://rg.ru/2021/07/19/manturov-rasskazal-o-novyh-samoletah-situacii-v-avtoprome-i-uglerodnom-slede.html
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Фото: Александр Корольков / РГ https://rg.ru/2021/07/19/manturov-rasskazal-o-novyh-samoletah-situacii-v-avtoprome-i-uglerodnom-slede.html

Денис Мантуров подчеркнул, что у Министерства нет планов по введению запретов на использование двигателей внутреннего сгорания, как это практикуется в других странах:

«Мы не будем использовать запреты, а будем стимулировать покупку экотранспорта и расширять инфраструктуру под него, как уже делали раньше в рамках поддержки транспорта на компримированном природном газе».

Цель ведомства — увеличить долю электромобилей к 2030 году до 10% от общего объема производства транспортных средств.

Очевидно, что в ближайшие 2-3 года нас ждут глобальные изменения рыночной инфраструктуры частного и коммерческого транспорта, такси и автопарков. Этому будут способствовать программы крупных лизинговых компаний по поддержке рынка электромобилей на федеральном уровне. Самую масштабную и единственную на сегодня программу реализует КОНТРОЛ лизинг.

20 июля Контрол Лизинг при поддержке Сбербанка запустил уникальное в России направление лизинга зарядной инфраструктуры и финансирования электроватомобилей. Для рынка это предвещает глобальные изменения и новые возможности. Об этом рассказал Александр Усов, исполнительный директор КОНТРОЛ лизинг.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели получили возможность инвестировать в развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей и получать пассивный доход на предоставлении владельцам электрокаров услуги зарядки.

Владельцами электро-зарядных станций могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Лизингополучатель может приобрести любые зарядные станции в лизинг с первоначальным платежом от 10% для собственного или коммерческого использования, стоимость ЭЗС при этом начинается от двухсот-трехсот тысяч рублей. И на данный момент еще не поделена география установки зарядных станций. Первые инвесторы в зарядную инфраструктуру по нашим расчетам, будут получать доходность не на старте проекта, а примерно спустя год и позже – когда трафик будет существенным и география ЭЗС расширится. Это, наверное, единственное на данный момент направление бизнеса, в котором каждый инвестор только выигрывает от расширения числа конкурентов.

Каждая ЭЗС по желанию собственника добавляется в удобное мобильное приложение для электромобилистов, позволяющее использовать данную станцию для зарядки, а именно: находить ближайшую свободную ЭЗС, управлять зарядной сессией, бронировать время зарядки, оплачивать зарядные сессии, а владельцу - получать доход за каждый киловатт энергии.

Приложение Electro.cars, позволяющее автомобилистам находить, бронировать и оплачивать ближайшие электрозарядные станции, а владельцам зарядок - получать доход от каждой сессии.  www.electro.cars
Приложение Electro.cars, позволяющее автомобилистам находить, бронировать и оплачивать ближайшие электрозарядные станции, а владельцам зарядок - получать доход от каждой сессии. www.electro.cars

Каждый владелец ЭЗС получает комплекс технологичных решений, таких как доступ к веб-платформе по удаленному мониторингу станции, аналитике, управлению тарификацией для пользователей. Самый востребованный на данный момент сервис - мобильное приложение Electro.Cars может быть брендировано по желанию собственника зарядной станции, например, в корпоративном стиле компании. Для комфортной работы станций, запущена партнерская сеть надежных сервисных компаний, которые выполнят весь комплекс работ по вводу станций в эксплуатацию и дальнейшему обслуживанию.

Основными инвесторами в зарядную инфраструктуру уже сейчас становятся предприятия обслуживания (кафе, рестораны, торговые и бизнес-центры, магазины, традиционные заправочные станции, частные медцентры), привлекающие таким образом платежеспособную аудиторию, а также - УК жилых комплексов, застройщики, частные владельцы электрокаров. Также в крупных городах наблюдается интерес со стороны таксопарков и каршерингов.

Вячеслав Цыбульников, вице-президент Сбербанка – председатель Московского банка:

«СберБанк активно участвует в формировании «зелёной» экономики. Мы финансируем многие проекты, направленные на сокращение выбросов CO2 в атмосферу, развиваем новые стратегии ответственного финансирования, которые дают инвесторам возможность вкладывать свои средства в экологически ориентированные продукты и сервисы. У электромобилей в России большое будущее, поэтому уже сейчас стоит всерьез рассматривать вложения в развитие сопутствующей инфраструктуры».

Вячеслав Цыбульников, вице-президент Сбербанка – председатель Московского банка.  Фотограф: Никеричев Андрей. Источник: Агентство городских новостей «Москва».
Вячеслав Цыбульников, вице-президент Сбербанка – председатель Московского банка. Фотограф: Никеричев Андрей. Источник: Агентство городских новостей «Москва».

Мнение эксперта подтверждает Александр Усов, исполнительный директор КОНТРОЛ Лизинг:

«Ландшафт автомобильного рынка меняется с большой скоростью в сторону электрокаров, что невозможно без гармоничного развития зарядной инфраструктуры. Мы уверены, что наш «зеленый» продукт будет востребован бизнесами, которые не хотят пропустить правильный момент и готовы создавать в целевых локациях точки зарядки электромобилей и самим получать доход, перейдя на электрику».

Будущее рынка электроавтомобилей и зарядных станций

В 2025 году ожидается увеличение продаж электромашин в России до объема 100 000 единиц. К 2030 году количество электромобилей достигнет 1 500 000 единиц.

Количество электро-зарядных станций к 2024 году должно увеличиться до 11 000, причем значительная часть будут быстрыми зарядками (4 000 ед.). Планируется, что через 1 порт зарядки смогут заряжаться до 6 электроавтомобилей.

Развитие зарядных станций, согласно проекту Минэкономразвития России «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах», в первую очередь планируется в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, а также - на трассах М4 Дон, М12 Москва-Казань. С 2024 года опыт пилотных регионов будет масштабирован на всю территорию РФ. До 2030 года ожидается масштабирование зарядных станций до 74 000 единиц, из них 29 000 быстрых ЭЗС.

Практика зарубежных стран показывает, что господдержка за счет предоставления налоговых, таможенных льгот, лизинговых субсидий и льготных условий кредитования, способна обеспечить бурный рост развития частного и коммерческого электротранспорта. Но крайне важное значение здесь имеют меры, предпринимаемые сейчас по созданию инфраструктуры для электротранспорта - сетей зарядных станций в крупных городах и на федеральных трассах. Сейчас может показаться, что рынок электрокаров в России замер, но перед нами только вершина айсберга. На практике сейчас начата колоссальная работа по построению зарядной инфраструктуры, которая является основой рынка электроавтомобилей и обеспечит его быстрый рост в самой близкой перспективе.

"Электрическое" такси и каршеринг - новое маржинальное направление бизнеса
"Электрическое" такси и каршеринг - новое маржинальное направление бизнеса

Как государственная программа стимулирования спроса на электромобили отразится на рынке такси

Рынок мобильности больших городов очень быстро адаптируются к изменениям. Совсем недавно мы, совместно с нашими партнерами и клиентами, запускали инновационные продукты: каршеринг, кикшеринг (поминутная аренда электросамокатов), финансировали приобретение первых электромобилей для каршерингов, запустили единственный в России проект по переоборудованию таксопарков на газобаллонное оборудование в лизинг без первоначального взноса. И мы с уверенностью можем сказать что не за горами эра электрического такси, маржинальность которого будет гораздо выше классических таксопарков. В этом помогут наши льготы, субсидии и поддержка Сбербанка.

Александр Шмигидин, директор Общественного Совета по развитию такси прокомментировал текущую ситуацию следующим образом:

«Мы внимательно следим за развитием рынка электромобилей, как в России, так и в мире. Сейчас среди развитых стран активно набирает обороты общемировой тренд — разработка и развитие экологичных видов транспорта, в частности для такси. Иностранные государства активно занимаются стимулированием и поддержкой этого направления. Рынок электромобилей в России находится только в начале своего пути, показывая стабильную динамику роста в последние годы. На данный момент, роль государства является ключевым составляющим в развитии этого направления. Как показала практика зарубежных стран, господдержка за счет предоставления налоговых, таможенных льгот, лизинговых субсидий и льготных условий кредитования, способна обеспечить бурный рост в развитии электротранспорта. Считаем, что такие государственные программы по поддержке развития зарядной инфраструктуры для электрокаров, могут явиться тем необходимым драйвером роста рынка электроавтомобилей в России».

Александр Шмигидин, директор Общественного Совета по развитию такси https://os-taxi.ru/news/kak-gosudarstvennaya-programma-stimulirovaniya-sprosa-na-elektromobili-otrazitsya-na-rynke-taksi/
Александр Шмигидин, директор Общественного Совета по развитию такси https://os-taxi.ru/news/kak-gosudarstvennaya-programma-stimulirovaniya-sprosa-na-elektromobili-otrazitsya-na-rynke-taksi/

Данная статья также доступна на vc.ru

Если у вас появились вопросы по тексту статьи - katya.skvortsova@gmail.com

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц