Заместитель министра иностранных дел Польши Марчин Пшидач заявил, что Россия «не уважает принципы цивилизованного мира». Это всё про «расследование» катастрофы президентского самолёта Ту-154 в Смоленске 10 апреля 2010 года.
Написано и снято про эту трагедию очень много. Не думаю, что есть среди читателей те, кто не знает обстоятельств этой катастрофы. поэтому напомню буквально в двух словах.
Самолёт президента Польши с большим количеством высокопоставленных польских чиновников разбился при заходе на посадку. Все, находящиеся на борту воздушного судна, погибли. Ужасная трагедия, как и любая авиакатастрофа.
Но, когда стали известны обстоятельства катастрофы у профессионалов никаких сомнений в причинах данного события, не было. Данный вид события относится к катастрофам в управляемом полёте или Controlled flight into terrain (CFIT).
Ничего уникального в этой катастрофе не было, если подходить с точки зрения авиации. Налицо проблемы управления и организации полёта (лётный состав не проходил должной подготовки, члены экипажа не имели достаточного опыта, формирование экипажа оставляло желать лучшего, на командира оказывалось давление) и ошибки экипажа (не выполнен требуемый руководством по лётной эксплуатации манёвр при поступлении команды от Системы Предупреждения Близости Земли или Terrain Awareness and Warning System). Всё остальное по большому счёту лирика.
Но при любых проблемах и ошибках, которые имеют место в каждом конкретном случае на борту воздушного судна есть капитан, который обладает достаточными полномочиями и должен обладать соответствующей квалификацией, чтобы все ошибки, имевшие место, исправить и оставить своих пассажиров живыми, если его воздушное судно исправно и нет обстоятельств непреодолимой силы. Именно это и является самой важной функцией капитана.
Любой пилот, эксплуатирующий или эксплуатировавший современные самолёты оборудованный системой предупреждения столкновения с землёй, услышав на записи внутрикабинных переговоров команд «TERRAIN AHEAD! PULL UP!» уже не имеет никаких сомнений в том, что нужно было делать в этом случае и кто виновен, если необходимый манёвр не был выполнен.
Поэтому все потуги правительства Польши притянуть к данному событию диспетчеров аэропорта Смоленск или выдвинуть иные конспирологические версии только делают его посмешищем в глазах профессиональных авиаторов всего мира.
Ещё одно обстоятельство стоит вспомнить. Погибший президент Польши сделал всё, что только мог, чтобы эта трагедия произошла. Вспомним, что он в 2008 году также летел на президентском самолёте, чтобы поддержать Саакашвили. Но воздушное пространство над Грузией было закрыто из-за боевых действий и полёт был запланирован в азербайджанский Гянджа. Но в полёте президент вдруг решил, что нужно лететь обязательно в Тбилиси. Командир самолёта отказался выполнить этот преступный приказ и, вполне возможно спас жизни президентов Польши Леха Качиньского, Литвы Валдаса Адамкуса, Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, Украины Виктора Ющенко и также премьер-министра Латвии Ивара Годманиса за что по прилёте в Польшу был уволен. А второй пилот того рейса стал командиром, которому не хватило профессионализма настоять на безопасном решении в Смоленске.
И в заключение.
Один мой знакомый капитан бизнес-джета рассказывал, естественно не называя имён, как он должен был отвезти своего шефа на важное мероприятие. На борту присутствовал очень важный чиновник. Когда капитан доложил, что в пункте назначения плохая погода и вполне возможно придётся уйти на запасной, чиновник вспылил:
- Командир, какой запасной?! Нам любой ценой нужно быть там-то!
Командир посмотрел на шефа, а тот спокойно говорит:
- Командир, любой ценой не нужно. Делайте своё дело.
Сели на запасном. Все живы, здоровы.