Найти тему
Подумалось мне часом

Возвращение смоленского архива, или Бусы и ситец

13 декабря 2002 года посол США в России Александр Вержбоу передал министру культуры РФ Михаилу Швыдкому небольшую коробку...

Все хлопали, журналисты целились объективами и блистали вспышками. Все говорили об эпохальности происходящего – знаменитый «Смоленский архив» возвращается из США в Россию. Почти все в этих речах было неправдой. Настоящий Смоленский архив находится там же, где и находился – в Смоленске. Возвращается только ничтожная часть документов из этого архива. И вряд ли это событие можно назвать эпохальным. Но обо всем по порядку.

Во время войны к немцам попала часть архива Смоленского обкома ВКП(б), большую часть (около 120 тысяч дел) мы успели вывезти. С доставшимися документами начинают работу немецкие пропагандисты из ведомства Розенберга, которые отбирают дела, которые их интересуют – сведения о коллективизации, репрессиях и т.п. У них набирается только 541 дело, с 1917 г. по 1938 г. Эта антисоветская выжимка оказалась в американской зоне оккупации, остальное захватили части Советской армии и вернули в Смоленск.

Выборка эта не может похвастаться ни объемом (несколько сотен дел – ничтожно мало с точки зрения архивиста), ни цельностью, ни объективностью. Сложно и с уникальностью: в любом из ныне существующих в России 88 областных архивов хранятся подобные дела. Почему же такой шум? Дело в том, что в битвах «холодной войны» практически все советологи так или иначе обращались к этой выборке, оказавшейся едва ли не единственным на Западе источником об ужасах сталинизма – от М. Фэйнсода (его работа «Смоленск под властью Советов» вышла в 1958 г.) и до Солженицына с Конквистом.

-2

Сейчас проприаренные документы уже не имеют практически никакой ценности для историков-исследователей – архив вылизан до блеска, все исторически ценное в нем давным-давно введено в научный оборот. Более того, любое уважающее себя научное учреждение давно имеет копии этих документов. Тем не менее, когда уже при новом режиме Россия совершенно справедливо потребовала возвращения «Смоленского архива», началась новая история. История возвращения.

Конгресс США в 1992 году почему-то увязал возможное решение этого вопроса с одновременной передачей американской стороне библиотеки Шнеерсона (коллекции древнееврейских книг, принадлежавших Любавичской хасидской общине, которая была вывезена еще в Первую мировую с территории Белоруссии). Нас явно принимали за туземцев, радостно обменивающих золото на бусы и ситец – на 541 отработанное дело предлагали обменять 12 тысяч единиц хранения, в том числе редчайшие рукописи и инкунабулы (первопечатные книги). Однако у наших властей хватило ума на это не согласиться — после потасовки между охраной РГБ и хасидами, пришедшими «взять свое», Верховный Совет в 1992 г. принимает решение – «не давать!». Дело о возвращении тянулось десять лет. И вот, наконец, поняв, что ловить нечего, США все-таки передали нам «Смоленский архив» без всяких условий.

При церемонии передачи американская сторона все-таки не удержалась от постоянных напоминаний о коллекции раввина Шнеерсона, что всякий раз вызывало одобрительные кивки у присутствовавшей в зале группы хасидов. Михаилу Швыдкому пришлось даже заявить, что он бы не связывал возвращение архива и передачу коллекции, так как священные книги несопоставимы с рекомендациями по проведению чисток. Тем не менее символический акт передачи состоялся, остальные дела будут переданы нашему посольству в США, и «Смоленский архив» отправится на родину. Событие, собственно говоря, абсолютно символическое и, если бы не многолетний шум вокруг этих документов, совершенно рядовое. Архивные документы возвращаем и мы — достаточно много дел в последние годы было передано Франции, Голландии, Бельгии и др.; и нам возвращают тоже – не так давно мы получили архив следователя Соколова, посвященный убийству царской семьи. И это правильно, вот только делать все надо так, чтобы не получалось, как с огромным архивом Маньчжурии, который мы захватили в 1945 году, а позже вернули Китаю, даже не сняв копии с подавляющего большинства документов.

Со «Смоленским архивом» упрекнуть наши власти, можно лишь, пожалуй, в склонности к излишней шумихе. Это радует и, после многочисленных скандалов с «перемещенными ценностями», немного удивляет.

_________

Это статья из цикла "Старые новости", написана 14 декабря 2002 года.

Мои исторические книги вы можете прочесть здесь - https://author.today/u/id86412741/works