Найти тему
SOTA

О Роскосмосе говорить нельзя – иноагентом станешь. Рассказываем о новом указе ФСБ

ФСБ подготовила проект указа, в котором содержится перечень сведений, получение которых кем-то иностранным может быть «использовано против безопасности» России. Документ опубликован на официальном портале проектов правовых актов. Ведомство отнесло к таким сведениям почти все данные о работе «Роскосмоса», в том числе, необходимость закупки иностранного оборудования, проблемы корпорации, прогнозы её развития, финансовое состояние и техническое состояние оборудования.

Также в обширный перечень включили сведения в области военной и военно-технической деятельности России, не составляющие государственную тайну. Например, данные о развитии войск в России и строительстве ими объектов, сведения о прохождении россиянами военной службы, о вооружении и численности военнослужащих, персональные данные военнослужащих и их семей, о средствах и сетях связи, используемых в войсках, о соблюдении законности и «морально-психологическом климате» в войсках. В общем, чего ни коснись, всё может быть использовано против безопасности. Рассказываем, для чего этот список нужен и грозит ли какая-либо ответственность за распространение содержащейся в нем информации.

Первое, что нужно понимать: к государственной тайне эти сведения не относятся. А это значит, что уголовная ответственность за их разглашение не грозит. Как и любая другая. Изучив законодательство нашей страны, чтобы выявить практическое значение этого перечня, мы сумели докопаться до истины. Весь этот указ – неудачная и кривая попытка притянуть документ к нормам об иноагентах. Ведь физическим лицом-иноагентом может быть признан человек, который в том числе осуществляет на территории России в интересах другого государства целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ. И получение эти сведений иностранцами может быть использовано против безопасности РФ. Очевидно, указ рассказывает, что же это за сведения, которые могут навредить нашей стране. На практике этот механизм хотят использовать для признания большого количества людей иноагентами. Но делается это все неаккуратно и небрежно, даже закон «подогнать» под ситуацию не могут. Потому что для признания человека иноагентом тот должен получать на свою деятельность поддержку от других государств – финансовую, материальную или организационно-методическую, он также должен осуществлять целенаправленный сбор информации, а не просто получать сведения, что-то где-то услышав от коллег или прочитав в СМИ. Но что-то подсказывает, что само по себе распространение таких данных дальше, чем положено, будет являться основанием для клейма.

Если же говорить формально, занудным юридическим языком, то за само распространение таких данных ответственность не наступает, как и не должно наступать признание человека иноагентом. Указ только содержит перечень сведений, про наказание и т.д. он не говорит и не может, это ведь не закон. Но практика покажет, будет ли власть строго соблюдать те поправки, которые сама же недавно приняла (о признаках иностранного агента). Веры в это не осталось.

Алина Винтер