Современный автомобилист привык пользоваться благами сервисного техобслуживания и уже не желает самостоятельно заливать масло, прокачивать тормоза или менять резину. Но системой автоматической самоподкачки шин обладают лишь некоторые грузовики, сельскохозяйственная и военная техника. Поэтому владельцу легкового автомобиля все равно приходится самостоятельно следить за давлением и, при необходимости, подкачивать колеса. Сегодня мы поговорим о том, как это можно сделать легко, быстро и комфортно.
От кожи до садового шланга
Пневматическую шину изобрел английский железнодорожный инженер Роберт Уильям Томсон в 1844 году. Через два года он получил официальный патент на конструкцию из камеры (несколько слоев парусины, пропитанных каучуком) и внешней покрышки (куски кожи, соединенные заклепками). Крепилось это устройство на железный обод болтами 😲
Испытания подтвердили, что воздушная шина облегчает ход и повышает комфорт. Но до серийного производства дело не дошло. Слишком дорогая и сложная получилась парусиново-кожаная конструкция.
Более простой вариант в 1888 году предложил шотландец Джон Данлоп. Он соорудил шину из садового шланга. Так вышло практичней и дешевле. Шланговые колеса стали применять на велосипедах.
На автомобиле пневматика дебютировала в 1895 году в гонках. Детище Андре и Эдуарда Мишлен выдержало заезд на 1200 км и уже в 1896 году пневматические шины появились на первом гражданском английском автомобиле Lanchester.
Пневматические колеса быстро изнашивались, требовали ежедневной подкачки и постоянного ремонта.
Впрочем, водитель вплоть до середины ХХ века обязан был иметь навыки механика. Недаром, знаменитая «Волга» ГАЗ-21 комплектовалась с завода инструментом из трех десятков позиций, включая надфиль для чистки контактов прерывателя зажигания и набор для шприцевания шкворней.
Насосы и манометры
Вместе с первой пневматической шиной неизменным спутником автомобилиста стал ручной Т-образный насос. Его конструкция была простой, но надежной и долговечной. Поэтому он просуществовал до наших дней практически в неизменном виде.
Чуть позже к ручному насосу добавились ножные. Они немного облегчали усилия и, самое главное, комплектовались встроенным манометром. Прежде водителю приходилось постоянно отсоединять штуцер от шины и контролировать давление ручным манометром.
В 50-х годах в США появились и электрические компрессоры. Они были громоздкие, шумные, неудобные, но от физических упражнений у колеса избавляли.
А в СССР тем временем в продажу поступило весьма необычное устройство, которое современному автомобилисту может являться только в ночных кошмарах 😆
Двигатель вместо компрессора
Выпускалась эта конструкция на московском заводе “Компрессор”, но компрессором не являлось.
Устройство имело запоминающееся и яркое название “Приспособление для накачивания шин автомобилей” и состояло всего лишь из длинного шланга и насадки со свечной резьбой. Да-да, никакой электрики и электроники. Водитель должен был извлечь из двигателя одну из свечей, вкрутить на ее место насадку с шлангом и запустить мотор. Троящий ДВС дергался, трясся, но это не мешало одному из цилиндров работать как насос. Вы, конечно, спросите, почему в шину не попадал бензин? Все верно, подачу топлива никто не перекрывал. Это значит, что цилиндр должен был засасывать в себя топливовоздушную смесь и выталкивать ее в шланг.
А вот и нет! Штуцер хитрого приспособления оснащался отверстием для впуска воздуха большего диаметра, чем впускной клапан двигателя. Это значит, что цилиндр наполнялся по пути наименьшего сопротивления, то есть – через отверстие приспособления, а не из впускного коллектора. Устройство легко создавало давление в шине до 5 атмосфер, поэтому водителю рекомендовалось постоянно отсоединять шланг и контролировать процесс при помощи ручного манометра, чтобы не перекачать шину.
Продукция завода “Компрессор” не только продавалось в магазинах, но и входило в штатный комплект инструмента автомобиля ГАЗ-51.
Советские приборы
В шестидесятых годах советская промышленность освоила и электрические компрессоры с питанием от клемм штатной АКБ. Их разрабатывали и выпускали оборонные предприятия в качестве дополнительной гражданской нагрузки. Именно поэтому советские компрессоры были массивными и мощными как Т-34, надежными и простыми как АК-47 и шумными как МИГ-21.
Стоили такие приборы довольно дорого, в магазинах встречались редко и применялись автовладельцами чаще не для подкачки шин, а для окраски машин и даже гаражей. Ведь в стандартное оснащение большинства советских компрессоров входили пульверизаторы с комплектом сменных жиклеров.
Наши китайские друзья
В 90-х российский рынок наводнили дешевые китайские компрессоры. Главным их преимуществом являлась, конечно же, низкая цена. А вот качество, мощность и производительность оставляли желать лучшего. Но водители все равно их покупали и даже пытались ремонтировать подручными средствами.
Эти дешевые изделия присутствуют в магазинах и сегодня. За доступную цену приходится платить эффективностью и качеством. Такой компрессор будет честно подпрыгивать на асфальте, тарахтеть на всю улицу, но накачивать колесо весьма медленно.
К тому же, не все устройства родом из Китая могут функционировать в суровых российских условиях.
Обладателям такой техники нужно очень аккуратно распутывать провода и шланг на морозе, одно неосторожное движение и перелом задубевшей резины обеспечен.
Современные технологии
На дворе ХХI век. Что сегодня нужно водителю от компрессора? Во-первых, он должен быть удобным и не занимать много места в багажнике. Во-вторых, иметь простое управление и быстро накачивать колеса. В третьих, легко складываться, чтобы не путаться в проводах и шлангах.
Именно об этом думали инженеры OSRAM, разрабатывая современную линейку компрессоров.
На любой вкус и кошелек
Компрессоры OSRAM удобны в использовании и абсолютно надежны в любых погодных условиях, так как выполнены из качественных морозоустойчивых материалов.
Кабель достаточной длины позволит дотянуться до любого колеса и автоматически скрутится на свое место после использования. Воздушный шланг оснащен защитой от перегибов и быстро прячется в корпус.
Вы больше не потеряете колпачок от ниппеля, так как здесь есть специальный отсек для хранения этой мелкой детали во время накачивания шины.
Не нужно выбирать между стоимостью и качеством. У OSRAM есть три надежные модели, которые отличаются мощностью, дополнительным оснащением и ценой.
Самая доступная базовая модель OTI200 имеет крупный аналоговый манометр и полностью накачает 13-дюймовую шину до 2,41 бар всего за 4,5 минуты.
Ваши колпачки от колес больше не потеряются
Следующая версия OTI450 оснащена цифровым экраном с подсветкой и автоматическим ограничителем давления. Этот компрессор справится с шиной за 3,5 минуты. Причем, сделает он это полностью самостоятельно. Вам нужно только один раз выставить необходимое давление. Прибор самостоятельно остановится на нужной отметке и запомнит параметры на будущее. А еще в этой комплектации присутствует яркий светодиодный фонарь.
Устанавливаем нужное давление всего один раз и занимаемся своими делами
Топовый OTI1000 можно отличить по большому цифровому дисплею, шкале-индикатору и простому регулятору для быстрой настройки параметров. Шланг здесь имеет клапан-дефлятор, который может быстро и точно сбрасывать давление. Эта функция понравится любителям тяжелого бездорожья, которым иногда приходится уменьшать давление в шинах для увеличения проходимости.
В комплекте OTI1000 также есть встроенный в корпус LED-фонарь, чехол, защитные перчатки и запасные колпачки для колес.
Не забывайте также о том, что на все компрессоры OSRAM действует двухлетняя гарантия.