Материал для статьи взят из второго издания книги «85 дней Славянска» Александра Жучковского
Ссылка на вторую часть: Оборона Славянска – как начиналось первое сражение на Донбассе (Часть 2)
Вся группа Игоря Стрелкова имела хорошее снаряжение. Любая война требует своих спонсоров на такие дорогие приобретения и очевидно они были и здесь. Сегодня поговорим о возможных путях финансирования и поддержки Стрелкова из России.
Жучковский предлагает три наиболее вероятные версии:
Первая. Стрелкова поддерживало российское политическое руководство и изначально планировало включить Луганск и Донецк в свой состав. Все должно было произойти под видом самостоятельной вооруженной борьбы местных ополченцев, поэтому решили завести небольшую группу без знаков различия.
Вторая. Верхушка российского политического руководства не имела четких планов и тормозила с решением, но не мешала поддерживать Стрелкова влиятельным «патриотически-настроенным» российским олигархам. Наиболее громкие имена, которые точно известны сегодня, это российский олигарх Константин Малофеев, глава уже российского Крыма Сергей Аксенов и политолог Александр Бородай. Эта версия предполагает, что в России знали об этой инициативе и не препятствовали её исполнению.
Третья. Все организовал и спонсировал сам Стрелков со своей группой. Все решения принимал сам, невзирая на мнение политиков разных сторон. Следом за ним так же инициативно пошли и другие добровольцы из России.
Как ни парадоксально, каждая версия имеет свои серьезные противоречия. Сложно представить, что о таких событиях не был в курсе Путин со своим окружением, но вполне возможно крымского сценария для Донбасса никогда не существовало и его выдумала патриотическая общественность.
Вторая версия тоже кажется маловероятной – в условиях сверхцентрализации российской политической элиты, представить такую свободу действий отдельных лиц невозможно.
Третья версия самая несостоятельная – группа вооруженных людей спокойно перемещается по России, переходит границу в полном снаряжении. В это время бдительность спецслужб на границе была максимальной из-за событий в Крыму и протестов на Донбассе.
Все эти несостыковки создали пузырь слухов и догадок, разделили людей на несколько лагерей, в которых одни обвиняют Стрелкова в начале войны с братским украинским народом, другие считают его героем-революционером, а Путина предателем идеи "Русской весны".
Ни один из участников событий не может внятно ответить на вопрос, кто стоял за их действиями. Сам Стрелков в интервью Жучковскому ограничился таким ответом:
«Все решения я принимал самостоятельно. Но с Сергеем Аксёновым у нас было полное единодушие. Он прекрасно понимал, что Крым без Новороссии — фактически заложник в камере без ключа»
Если вдуматься в эти слова, то на ум приходит ещё одна версия случившегося. Чтобы отвлечь внимание мировой и украинской общественности от присоединения Крыма, была инициирована гражданская война на Донбассе. Это звучит ужасно - пока живущие в Крыму празднуют присоединение к России и зарабатывают на курортах, Донбасс тонет в крови.
Наиболее вероятным я вывожу соединение первой и второй версии – Российское руководство изначально поддерживало, но впоследствии передумало насчет крымского сценария, не мешая инициативным людям ехать на Донбасс сражаться за русский мир.
Каждое из названных выше имен по своему повлияло на дальнейшие события. По словам Стрелкова, Аксенов принимал самое непосредственное участие в подготовке и отправке группы, лично курируя вопрос. Малофеев выступал спонсором всего мероприятия и финансово поддерживал группу во время её нахождения в Славянске. По мнению Стрелкова, наименее значительную роль сыграл Бородай, который был в осажденном Славянске всего один раз.
В прошлой части я рассказал, что ранее Бородай и Стрелков были в дружеских отношениях, пересекались в Чечне и Приднестровье. Бородай стал первым премьер министром Донецкой республики, а позже организовал СДД – Союз Добровольцев Донбасса, которую возглавляет до сих пор. Сам Бородай с оценкой своей незначительной деятельности не согласен:
«Я курировал деятельность Стрелкова, начиная с Крыма и кон[1]чая Славянском, — говорит в беседе с автором книги Бородай. — Когда Стрелков со своей группой уже прибыл в Ростов, за пару дней до его захода на Донбасс мы встретились в кафе в ростовском аэропорту. Я передал ему значительные денежные средства на все запланированные мероприятия. Средства я регулярно передавал ему и до этого, в Крыму, и после, когда Стрелков был в Славянске, — на социальные выплаты, снаряжение, ГСМ и прочие сопутствующие „революционные“ расходы. Речь идёт, конечно, не о миллионах, но о сотнях тысяч долларов на поддержку отряда Стрелкова и народного ополчения. Это были негосударственные деньги. От кого они исходили, догадаться несложно. Роль этого человека в тех событиях велика, он был главным двигателем и главным спонсором всех мероприятий»
Сейчас уже не секрет, что Бородай говорил именно про Константина Малофеева, но даже сегодня услышать напрямую его имя от участников тех событий не получится. Почти наверняка он был не единственным спонсором, но взял на себя весь «информационный удар» и реальные руководители финансирования остались в тени.
Бородай делится интересным эпизодом, который подтверждает версию, что российское руководство передумало вести группу на Донбасс. Когда Стрелков уже находился возле границы, ему пытался позвонить Бородай и отменить переход по рекомендации «сверху», но он предусмотрел такой исход событий и отключил телефон. Он сделал свой выбор и пошел до конца.
Такая связь с людьми в Москве поддерживалась через Бородая, который в последний момент тоже стал сомневаться в успехе всей затеи. А уже через месяц он стал фактическим главой ДНР, а Стрелков так и остался полевым командиром.
«После ростовской поездки я вернулся в Москву с не очень положительным мнением о людях, представляющих разные группы протеста на Донбассе, — говорит Бородай. — У меня появились определённые опасения за исход дела. Во-первых, я увидел, что уровень поддержки наших действий будет не настолько вы[1]сок и серьёзен, как в Крыму. Во-вторых, начинал понимать, что на Донбассе не будет повторения крымского сценария. Да, это было широкое народное движение, большинство людей хотело в Россию. Но в самой России ещё не было решено, стоит ли втягиваться во всё это. В общем, решили подождать результатов этого народного движения, его кристаллизации. Поэтому было решено притормозить ситуацию со Стрелковым. Но у Стрелкова было своё мнение на этот счёт, и он рванул вперёд»
В следующей части мы наконец перейдем к самим боевым действиям в Славянске. Все эти политические перипетии важно понимать, чтобы исключить возможность смотреть на события однобоко и осознавать кто носит маску, а кто борется за правое дело.
Ссылка на четвертую часть: Оборона Славянска – как начиналось первое сражение на Донбассе (Часть 4)
Уважаемые читатели, если вы хотите продолжения, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:
Гибель 48 бойцов ГРУ, о которых все забыли
Неизвестный бой советских пограничников с китайцами на границе Казахстана
Сколько было покушений на Гитлера?