Мечети, в которых молились татары в дореволюционной России. В разных городах до революции 1917 года была татарская слобода. Казанские татары после реформы отмены креспостного права 19 февраля 1861 года стали из Казанской губерии переселяться в самые разные города и Российской Империи. В Санкт-Петербурге татары жили еще с времен Петра l Великого и принимали участие в строительстве города. В других городаъ и областях нашей страны, татары поселились по самым разным причинам и обстоятельствам. В Забайкалье, в Иркутск в Улан-Уде как и в Сибирь казанские татары мигрировали в поисках лучшей жизни и еще в начале двадцатого столетия во времена аграрной столыпинской реформы им пришлось искать для себя новые места для обустройства жизни. В Перми, в Орске в Пензе татары есть легенда обосновались после распада Золотой Орды. В Астрахани проживает этническая группа астраханских татар, которые живут в этом городе и области. В Сибире и на севере Казахстана есть этническая группа сибирских татар. В Омске, в Томске в Новосибирске, в Тюмени и в Тобольске, до наших дей сохранились мечети, которые были построены в дореволюционной России на рубеже конца XIX начала XX веков. В Ярославле, в Костроме и в других городах европейской части России до наших дней сохранились старинные мечети. В каждой губернии и в каждом городе, к концу девятнадцатого столетия увеличивалась численность татарской общины, в связи с этим начиналось строительство мечетей в каждом городе, где проживали татары. Построенные мечети действовали до 1920-1930-х годов и в период 1937-1938 годов были закрыты а священнослужители были либо репрессированы, либо пропадали в неизвестном направлении. На протяжении многих лет времен советской власти, эти мечети были использованы под самые разные организации и нужды. В эпоху перестройки СССР в 1989 году в связи с изданным законом о свободе совести и вероисповедания, мечети стали реставрироваться и после распада Советского Союза, когда началась реформа духовного возрождения, эти мечети каждую пятницу стали запоняться прихожанами. В обычные будние дни недели прихожан в мечетях мало, хотя иногда бывает до пятидесяти человек. А в священный день пятницы и по большим религиозным праздникам, мечети заполнены и остальные прихожане совершают молитвы под открытым небом несмотря на самые разные погодные условия. В мечеть можно зайти любому жителю нашей страны и приезжему из стран СНГ. Также в эти мечети заходят приезжие из стран Ближнего Востока, будь то дипломаты, представители или же работающие в разных организацих нашей страны. При каждой мечете есть своя религиозная школа и медресе, в которой готовят знатоков священной книги мусульман и имамов, которые в будещем могут стать имам-хазратами, которые приходят служить в мечеть на смену пожилым духовникам. Проповеди в мечетях читают на арабском, на татарском и на русском языках. Иногда имам видя, что много прихожан киргизов или таджиков, читает проповедь на языке, который понятный прихожанам по специальным книгам. В мечетях нашей страны наряду с татарскими священнослужителями, служат таджикские и имам-хазраты других национальностей. Имам-хазрат это настоятель мечети. Таджикские имамы в последние годы стали служить в мечетях нашей страны. Исламизация в нашей стране тема как толерантность межнациональных отношений. Ислам как и все мировые религии с межнациональными конфликтами ни чего общего не имеет. Ежегодно в каждом городе нашей страны проходят общегородские конференции по теме толерантности, в ходе которых обсуждаются вопросы диалога межнациональных отношений, проблемы трудовой миграции гастарбайторов из республик бывшей советской Средней Азии и тема межнациональные отношения м чеченцами. На конференциях присутсвуют представители общественных организация и всех религиозных конфессий, которые есть в каждом городе и регионе гашей страны. По-поводу мечетей, которые есть во многих городах нашей страны, то против этого ни каких возрожений нет. Это часть истории нашей нашей архитектуры, которая сохранилась до наших дней и сегодня в эти мечети периодически водят на экскурсии самых разных желающих ознакомится с тем, что из себя представляет религия ислам и история мечети, которая была построена в дореволюционной России. Имам в мечете с каждым пришедшим найдет общий язык и расскажет о том, что написано и что сказано в священном Коране и расскажет про мечеть. Старинные мечети построенные в ХlХ-начале ХХ веков, сегодня являются действующими и за тридцать лет после распада СССР в этих мечетях было не мало проведенных проповедей и в духовных канцеляриях обусждались темы толерантности и межнациональных отношений на постсоветском пространстве в России. Как будут развиваться события в будущем, покажет время и обстановка в нашей стране, пока что в наши времена другого ни чего не изменилось.