Найти тему

Думала, типичная феминистическая книга, а в итоге прочитала хороший роман

Симона Сент-Джеймс «Сломанные девочки»

Обложка с сайта ЛитРес.
Обложка с сайта ЛитРес.

Если честно, не ожидала от книги много, думая, что это обычный любовный роман с параллельным повествованием в нескольких эпохах. Как приятно ошибиться и прочитать по-настоящему интересную и хорошую книгу.

В последние годы готические романы, популярность которых пришлась на XVIII век, снова становятся популярными. Правда, кроме «Тринадцатой сказки» Сеттерфильд, ни одна книга не вызвала такого же удовольствия, как в свою время «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте или «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. «Сломанные девочки» - неплохое исключение. Не могу сказать, что роман все время держал в напряжении, но читалось с интересом, интрига развивалась именно так, как требует жанр: по ходу чтения вместо ответов возникало все больше вопросов.

Идея - 10 баллов

Ноябрь 1950 и ноябрь 2014 года, городок Бэрроне, Вермонт. Рядом с ним Айдлуайлд-холл - школа-интернат для проблемных девочек. В 2014 году интернат уже не функционирует, но это мрачное место продолжает хранить свои секреты и вселять в местных жителей ужас. Именно на его поле была найдена убитой двадцать лет назад девушка. Когда же решили восстановить заброшенную школу, во время реконструкции нашли тело другой убитой девочки. И Фиона, которая так и не смогла смириться со смертью сестры, пытается восстановить историю убийства пятидесятилетней давности.

Сюжет - 10 баллов

Параллельное повествование совсем не напрягает. Наоборот. Здесь оно очень оправданно.

Девочки из Айдлуайлд-холл 50 годов, Кейти, Роберта, Сесилия, Соня, - идеал женской дружбы. Симона Сент-Джеймс даёт ответ на вопрос, который пытается найти каждая девочка. Да, женщины могут ДРУЖИТЬ, с годами не просто сохранив хорошие отношения, но и превратив их сестринские.

«Судя по всему, они всегда так разговаривали. После стольких лет эти женщины заканчивали друг за другом не только предложения, но даже мысли».

У них не было других семей, поэтому они сумели стать друг для друга СЕМЬЕЙ.

«Она вытащила нас оттуда, – сказала Сисси Фионе, не отпуская руку Кейти. – Всех троих. Спасла от нашего прошлого и наших семей. Благодаря Кейти мы стали свободными».

Потеряв Соню, девочки сохранили память о ней, а единственной целью видели одно - узнать правду о ее исчезновении. Достойная верность.

История 2014 года не менее запутанная, такая же тяжелая. Фиона встречается с полицейским, сыном начальника полиции в те годы, когда убили ее сестру. К тому же Фиона - журналистка, и родители Джейми недовольны их отношениям.

Так в роман входит традиционная для американской литературы тема - закон и семья.

В целом временные пласты, набившие уже оскомину, получились логичными. Истории жизни девочек разных времен словно дополняют друг друга. Судьба каждой - и из 1950, и из 2014 - оказалось «сломанной». Но не «сломленной», как замечает одна из героинь, потому что есть стержень, потому что есть дружба, есть любовь. Вечные понятия, способные изменить, помочь, поддержать.

Единая нить, которая связывает всех героев, - Айдлуайлд-холл. Мрачное, таинственное место. Школа для девочек словно сошла со страниц Диккенса.

«Она осмотрелась вокруг: грязная доска на стене, мрачное окно, выходящее на лес, стопка старых, большей частью сгнивших газет, единственная парта с книгами, бумагой, ручкой и стул. Кейти подергала дверь, но та была заперта. Затем она попробовала открыть окно, но из этого тоже ничего не вышло, только дождь из чешуек старой краски посыпался ей на голову. Кейти старательно изучила все надписи, которые наказанные девочки за много лет успели вырезать на парте».

В школу ссылали неугодных дочерей, незаконнорожденных, трудных подростков, их воспитанием занимались равнодушные учителя, здесь не было ни сада, где можно было отдохнуть, ни комнаты отдыха.

«Книги в Айдлуайлде были наперечет. В школе – ни библиотеки, ни уроков литературы, ни доброго библиотекаря, который с улыбкой протягивал бы посетительницам новинки с книжных полок. Книги привозили в Айдлуайлд только родители или друзья во время редких семейных дней да самые удачливые девчонки, ездившие домой на рождественские каникулы. В результате каждая книга в Айдлуайлде, какой бы скучной или глупой она ни была, проходила через сотни рук, в какой-то момент разваливаясь на части, и следующие читательницы стягивали их резинкой. А когда новых книг в школе не оставалось, самые отчаявшиеся девочки брались за учебники».

Поэтому ничего удивительного, что спустя десятилетия Кейти страстно заявляет:

«Я хочу уничтожить это место со всеми его призраками и сровнять с землей. Разломать каждую доску и каждый камень и оставить гнить, пока от школы ничего не останется».

Обе же детективные истории - поиск исчезнувшей Сони и убийцы сестры Фионы (хотя мы с самого начала знаем, кто отбывает наказание) - получают необычное разрешение.

Герои - 10 баллов

Редкое произведение, где характеристика персонажа вырисовывается исключительно из его поступков, манеры речи, авторской оценки практически нет. Это и делает книгу НАСТОЯЩЕЙ, ЖИВОЙ.

Язык - 10 баллов

Призрачные фигуры, призрачная музыка, тайны прошлого как давнего, так и недавнего, психологическое нагнетание и картины печали и ужаса, сменяющие друг друга, - все признаки готического романа продуманы до мелочей. Вот, например, устрашающая сцена с пауками, особенно если на самом деле страдаешь арахнофобией:

« - Не шевелись, – прозвучал голос у нее в ухе, и черный холодный паук вылез из-под парты и пополз по тыльной стороне ее ладони.
Кейти завизжала, вскочила, опрокидывая стул, и отпрянула назад, яростно тряся рукой. Паук упал на пол, но она все еще чувствовала прикосновение его крошечных ножек к коже, легкое, как касание пера. Сердце у Кейти билось так сильно, что у нее помутнело в глазах. Она слышала глубокие резкие вдохи и выдохи и лишь через какое-то время поняла, что это дышала она сама. Она закрыла уши руками.
– Не шевелись, – сказал голос еще раз.
У Кейти застучали зубы. Она попыталась вдохнуть – воздух был полон меловой пыли и еще чего-то кислого. Она прислонилась к стене, сведя плечи, и лишь затем вспомнила о пауке на стене. Обернувшись, она увидела, что он сидит в нескольких футах от ее левого уха, совершенно неподвижно, наблюдая за ней. Затем он начал медленно, но уверенно двигаться в ее сторону. Второй паук все еще висел в углу комнаты, но его лапки теперь беспомощно шевелились, как будто он не мог сдвинуться с места.
Кейти еще раз попробовала открыть запертую дверь. Ее потная ладонь соскальзывала с дверной ручки. Затем она бросилась к парте, схватила один из учебников и изо всех сил ударила по пауку на стене».

Общий балл - 40

На самом деле в романе затронуто - нет! Не верно - раскрыто! - много проблем.

Сохранение исторической памяти. Соня была узницей Равенсбрюка.

Отношение к современной журналистике. «Она с ностальгией подумала о старых добрых временах, когда журналисты действительно занимались делом, а не писали посты с подзаголовками «Вы не поверите, что произошло потом», чтобы заработать несколько лишних кликов».

Понятие о справедливости. «Справедливости не существует, - сказал ей однажды Малкольм, - но мы все равно за нее боремся. Справедливость - это идеал, а не реальность».

И, как в настоящей жизни, в романе почти открытый финал. Надо ПРОСТО жить и наслаждаться тем, что ты живешь.