И вернул веру в отечественное кино. Под большим впечатлением...
Удивление первое. Страна происхождения Россия
Справедливости ради, не только. Этот фильм совместное производство России, Германии и Беларуси. И, возможно, каждая страна вправе на него претендовать (Белоруссия настолько, что даже выдвинула картину на "Оскар" от себя). Но то, что мы имеем к этому отношение, уже приятно.
Режиссёр - Вадим Перельман известен такими фильмами и сериалами, как "Измены", "Пепел" и "Мгновения жизни". Последний, на минуту, в Голливуде снимался, и сама Ума Турман исполнила главную роль.
Главные роли в потрясшем меня фильме исполнили иностранцы, поэтому я до последнего не знала, что это наша картина. А, учитывая отсутствие очевидных ляпов, которыми обычно грешат российские фильмы о войне, догадаться об этом тоже не представлялось возможным.
Удивление второе. Никаких положительных фашистов
Тренд последних лет - не то, чтобы оправдание нацистов, но, как минимум, их понимание. Возьмите любой современный фильм о войне, и вы найдете благородных рыцарей, сражающихся по правилам (Т-34), предателей, которых нужно простить (Девятаев), нацистов с возлюбленной еврейкой в анамнезе (Собибор) и др.
Прочитав аннотацию к этому фильму, я была уверена, что здесь меня ждет то же самое. Ну, а как иначе - картина повествует о еврее бельгийского происхождения, который ради спасения собственной жизни притворился персом и стал давать уроки фарси нацистскому повару в концлагере. Воображение сразу нарисовало дружбу еврея и фашиста, постепенное перерождение последнего в хорошего человека. Честно, мне категорически не хотелось в очередной раз смотреть историю про то, что "они же тоже люди и всякое в жизни бывает". Но фильм меня удивил. Авторам удалось невероятное - с одной стороны, они создали объемный образ нациста, человека, который вроде бы случайно попал на работу в концлагерь. С другой - продемонстрировали неизбежность возмездия и отсутствия желания у спасенного им человека "понять и простить". Особенно запал в душу один из диалогов:
"Но ведь я же никого не убил. Я не убийца"
"Но ты кормишь убийц".
И это очень сильно! Не важно, что ты лично не нажимал курок, если ты одобряешь убийство, ты виноват также, как и тот, кто привел приговор в исполнение.
Удивление третье. Без надрыва, но берет за душу
5 реальных историй, заслуживающих лучшей экранизации
Картину, разумеется, не назовешь легкой. Но авторам удалось, по нынешним временам, невозможное - они избежали фальшивого пафоса. Оказывается, если не играть желваками как Прилучный, не стрелять глазами исподлобья как Петров и не курить мрачно сигарету за сигаретой как Хабенский, фильм не только не проиграет, но и сильно выиграет. Потому что вызовет куда больше веры в реалистичность происходящего. Исполнителю главной роли актеру Науэлю Пересу Бискаярту браво!
Удивление четвертое. Сказочность сюжета не раздражает
Ибо ее вполне можно оправдать особенностью жанра. Понятное дело, что подобная история вряд ли могла случиться в реале (хотя подобные легенды и встречаются в разных странах). нереальность происходящего не только в том, что человеку удалось на ходу придумать и выучить целый язык, да еще и обучить ему другого, да так, что тот стал стихи писать. Это-то как раз представить можно - мало ли какие гении бывают на свете. Трудно поверить в то, что немецкие солдаты не расстреляли мнимого "перса", что повар Кох внезапно привязался к заключенному, что увидел в нем человека и что на весь лагерь не нашлось ни одного перса, который мог бы обучить его фарси.
Фильм, у которого нет ни одной отрицательной рецензии на КиноПоиск
Но все это легко прощаешь за основную идею фильма. Она о банальности зла, о жажде жизни, о неизбежности возмездия и об индивидуальной ответственности каждого человека. Даже того, кто считает себя всего лишь "винтиком системы".
Спасибо, что дочитали статью до конца. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии.