Зарегистрированные в особых экономических зонах компании-резиденты имеют специальный правовой статус, льготный режим налогообложения и иные преференции. Вот только получить такие привилегии может далеко не любой бизнес.
19.07.2021. АПИ — Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются отдельными постановлениями Правительства России. Они могут быть промышленно-производственными, инновационными (технико-внедренческими), туристско-рекреационными и портовыми. Кроме того, на Октябрьском острове в Калининграде и острове Русский около Владивостока созданы специальные административные районы, в Крыму – свободная экономическая зона, а в Подмосковье – инновационный центр «Сколково».
Справка
По данным Министерства экономического развития РФ, в 31 субъекте Федерации функционирует 38 особых экономических зон – 19 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые. В них зарегистрировано 856 резидентов, в том числе 149 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. Общий объем инвестиций превышает 497 млрд рублей, резидентами ОЭЗ создано более 42 тысяч новых рабочих мест.
Мнения экспертов приводятся в конце материала
_____________________________________________________________________________________
Весь бизнес в гости будет к нам
Так называемые внутренние оффшоры активно развивались в 90-х годах прошлого века. Получив свободу в установлении региональных и части федеральных налогов, многие субъекты Федерации стали использовать льготы для переманивания в том числе крупных налогоплательщиков. Один из первых таких оазисов появился в Калмыкии. Благоприятные условия – обнуление ставок по большинству налогов – для фактически иногородних инвесторов были созданы в Мордовии, Эвенкийском автономном округе, территории ряда закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и иных регионах.
В то же время многие эксперты считали использование российских оффшоров «грубой формой»: «Если компания зарегистрирована, например, в Республике Калмыкия, а директор, офис и банковский счет находятся в Москве, суд решит, что местом расположения организации является Москва, а не Республика Калмыкия. Схема будет разрушена, и компания будет вынуждена платить налоги в Москве», – заключили специалисты юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».
Внутренними «оффшорами» активно пользовалось, в частности, ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС». И уже в 2002 году арбитражный суд признал такую практику недобросовестной. Ведь целью введения льгот было привлечение инвесторов и пополнение местной казны, тогда как отчисления дочерней структуры «ЮКОСа» в бюджеты Калмыкии составили всего 0,4 процента от сэкономленного налога. «Зная о явной несоразмерности сумм произведенных вложений и применяемой льготы, истец злоупотребил своим правом, то есть действовал недобросовестно», – констатировал арбитраж. Выводы российских служителей Фемиды поддержал и Европейский суд по правам человека. «В зонах льготного налогообложения страны были зарегистрированы фиктивные компании, что позволяло компании-заявителю [ЮКОСу] уплачивать значительно меньшие налоги в отношении этих прибылей. Впоследствии фиктивные компании передавали в одностороннем порядке накопленную прибыль компании-заявителю в качестве дарения», – констатировали в Страсбурге, отклоняя жалобу попавшего в опалу нефтяного концерна.
Налоговый рай XXI века
Принятый в 2005 году федеральный закон «Об особых экономических зонах» не предусматривает предоставления резидентам каких-либо налоговых льгот. Но на практике они являются как минимум одним из главных стимулов развития. Например, Федеральная особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» обещает инвесторам полное освобождение от земельного и транспортного налога, налога на имущество и многократно сниженную ставку налога на прибыль. «Снижение издержек благодаря особому режиму предпринимательской деятельности достигает 20-30 процентов!» – торжествуют в управляющей компании.
Десятилетние налоговые каникулы обещают резидентам ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане. Импортеры оборудования освобождаются также от ввозного НДС и импортных пошлин. Аналогичный льготный режим действует в ОЭЗ «Санкт-Петербург», находящейся почти в центре столицы зоны «Технополис Москва» и многих других.
В отличие от внутренних оффшоров прошлого века, все льготы закреплены в действующем Налоговом кодексе РФ. Он, в частности, предусматривает возможность снижения ставки налога на прибыль для резидентов ОЭЗ, десятилетнее освобождение от налога используемого на территории зоны имущества компаний-резидентов и пятилетнее – от земельного налога.
Резиденты большинства ОЭЗ делятся на две категории: «Гринфилд» (Greenfield investment), то есть создающие новое производство, и «Браунфилд» (Brownfield investment) – развивающие уже существующие предприятия. Во втором случае для получения льгот компания должна перенести производство или реализацию иного проекта на территорию зоны.
Много званных, но мало избранных
Вместе с тем сам факт регистрации юридического лица по адресу, находящемуся в границах особой экономической зоны (а ее площадь может достигать 40 кв. километров), не означает получения статуса резидента и соответствующих преференций. В первую очередь необходимо заключить договор с уполномоченной коммерческой структурой – управляющей компанией ОЭЗ. Чаще всего это акционерное общество, учрежденное властями субъекта Федерации.
Также надо выполнить ряд экономических условий. Например, участники ОЭЗ «Узловая» в Тульской области или «Тольятти» должны инвестировать в собственное производство не менее 120 млн рублей. Создающие новое производство в «Технополис Москва» – 250 млн в расчете на занимаемый производством гектар. Также требуется получать выручку не менее 300 млн рублей в год (в расчете опять же на гектар) и выплачивать заработную плату в размере 72,3 тысячи рублей (это соответствует среднему уровню в столице). Отдельно оплачиваются аренда земли, коммунальные и иные услуги. Кроме того, готовой инвестировать даже миллиарды компании необходимо представить и защитить на специальной комиссии (экспертном совете) свой бизнес-план. Окончательное решение о присвоение почетного статуса принимается Министерством экономического развития РФ.
В некоторых ОЭЗ (например – «Калуга») налоговые льготы дифференцированы в зависимости от объема инвестиций и соблюдения иных экономических показателей. Тогда как большинство туристско-рекреационных зон не предъявляют конкретных требований к размеру вложений – для получения статуса необходимо арендовать участок для строительства соответствующего объекта и соблюдать сроки реализации инвестиционного проекта. Многие управляющие компании не публикуют исчерпывающие условия для потенциальных резидентов.
Договор дороже денег
Нарушившие условия соглашения инвесторы могут потерять статус резидента и все льготы. Такое решение, например, было принято в отношении ООО «Илим Байкал», девять лет проработавшего в туристско-рекреационной зоне «Ворота Байкала». В течение первого года работы компания обязалась вложить 130,5 млн рублей, однако даже за шесть лет инвестор не приступил к строительству центра активного отдыха. Отрицая вменяемые нарушения, компания указывала на невозможность подключения необходимой инфраструктуры. В частности, в присоединении электроэнергии было отказано, так как соответствующие объекты электросетевого хозяйства самой ОЭЗ все еще находятся в стадии проектирования. Предложение резидента о перезаключении договора было отклонено. Поэтому арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что установленный результат не был достигнут по вине чиновников, а ООО «Илим Байкал» не осуществило запланированную деятельность по не зависящим него обстоятельствам. Однако кассационный суд признал резидента нарушителем, расторгнул договор и взыскал штраф в размере 2,5 млн рублей.
Аналогичное решение было принято и в отношении ООО «Научно-производственное предприятие «Новтех-СПб». В 2012 году оно подписало соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в созданной на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоне, предусматривающее капитальные вложения в размере 319 млн рублей, создание научно-технического центра общей площадью не менее 2,7 тысячи кв. метров, а также разработку и серийное производство комплектных электроприводов и оборудования для электротехнологий на базе индукционного нагрева. Но проведенная на седьмой год реализации проекта проверка выявила существенное отставание от бизнес-плана (объем инвестиций составил всего 41 млн рублей). Рассмотрев иск Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, суд расторгнул договор и взыскал с экс-резидента штраф в размере 5 млн рублей.
Мнения
Альберт Гайфуллин, генеральный директор «ФармМедПолис РТ», резидент ОЭЗ «Иннополис», Казань:
Практика создания особых экономических условий для инвестиций была придумана не в России и задолго до принятия специального федерального закона. Цель таких зон – дать импульс для развития путем привлечения новых технологий.
Конечно, резиденту не стоит судить о справедливости таких льгот, но отмечу, что помимо льгот и преференций работа в зоне накладывает также ряд серьезных обязательств, что способствует балансу рыночных интересов. Не каждый инвестиционный проект получает статус резидента по причине отсутствия или малозначительности от таких действий. Поэтому в данном случае также регулирует здравый смысл и экономика конкретного проекта.
Привлекательность особой экономической зоны для предпринимателя состоит не только в возможности получения налоговых преференций и таможенных льгот, но и в современной готовой инфраструктуре для размещения проектов по локализации производства или расширения действующего бизнеса.
Олег Фомин, генеральный директор проекта «Доброград» (ОЭЗ «Доброград-1»):
Налоговые льготы – исторически сложившаяся и неотъемлемая часть института особых экономических зон. Практика реализации проектов показывает, что использование всех предоставляемых преференций позволяет инвестору сократить до 35% затрат на старте проекта и вдвое уменьшить срок его реализации. Если инвестиционный проект соответствует направлению деятельности ОЭЗ, критериям, установленным законодательством, и важен для развития региона – много льгот не бывает.
Развитие производства, привлечение российских и зарубежных инвестиций, экспортное ориентирование, импортозамещение, повышение инвестиционной привлекательности региона – главные цели деятельности ОЭЗ. Они не могут быть выполнены без предоставления дополнительной поддержки бизнесу. Для качественной работы предприятий и достижения заявленных целей резидентам важны не только налоговые, но и инфраструктурные, а также административные преференции.
Андрей Антипов, генеральный директор ОЭЗ «Титановая долина»:
Налоговые и таможенные льготы – это меры стимулирования развития экономики и промышленного производства на тех территориях, где существуют ОЭЗ. Предоставление экономических преференций – эффективный инструмент привлечения производственных компаний. В целом ведение производственной деятельности в ОЭЗ помогает резидентам существенно увеличить маржинальность бизнеса.
Условия для всех резидентов ОЭЗ одинаковые. Это требования к финансированию проекта, регистрации юридического лица на территории зоны и отраслевая принадлежность проекта.