Найти тему

На велосипеде по жаре!

Этим летом на большей части нашей страны установилась аномально жаркая погода. Что ни день – побиваются температурные рекорды. Увы, глобальное потепление набирает обороты. Как же нам заниматься нашим любимым делом – кататься на велосипеде, если страшно даже выйти на улицу из кондиционируемого/вентилируемого дома?

На самом деле не всё так плохо. Стоит лишь выехать и оказывается, что это не так уж и тяжело.

Главный способ, которым наш организм сам себя остужает – потоотделение с последующим испарением. А набегающий поток воздуха способствует испарению. Собственно, на этом же принципе основано действие вентиляторов – они не остужают воздух, а лишь увеличивают интенсивность испарения.

мой велосипед. фото автора
мой велосипед. фото автора

Вообще, человеческий организм обладает замечательными адаптационными возможностями. Чем дольше вы находитесь в жаре – тем легче с этим справляться. И в этом отношении кондиционеры лишь вредят, т.к. не дают вам адаптироваться к условиям повышенных температур. Вы ведь, наверное, замечали, что после дня, проведённого в кондиционируемом помещении – на улице возникает ощущение непереносимого ада, при этом ваши друзья, которые провели день без кондея, чувствуют себя вполне приемлемо.

Таким образом, главное правило – в летних велосипедных поездках нужно побольше пить, чтобы в организме была жидкость, которая могла бы выходить в виде пота. Естественно, я не могу назвать конкретный объём, сколько нужно пить – это зависит от вашей комплекции, интенсивности нагрузки, яркости солнца и других факторов. Я слышал об оценке – пол литра - литр в час. Сам же я пью, ориентируясь на расстояние – делаю несколько глотков каждые 5 км. Уходит примерно полтора литра на 100 км. Пить нужно обязательно, даже если вы не ощущаете потребность.

Что бы соблюдать периодичность питья, нужно использовать приспособления, позволяющие пить на ходу – фляжку с креплением на раме или гидратор. Делать остановку, чтобы попить, если, допустим, у вас бутылка находится в рюкзаке – не вариант.

Следующий вопрос – что нужно пить. Однозначно не стоит пить сладкую газировку – она лишь усилит жажду. Так же не нужно пить холодное (с другой стороны, откуда взяться холодным напиткам в поездке?). И никакого алкоголя. Хорошим выбором будет чистая вода. С другой стороны – вместе с потом, организм покидают различные микроэлементы. Их тоже полезно восполнять. Для этого существуют специальные спортивные напитки – изотоники – но они больше актуальны для продвинутых спортсменов.

Теперь нужно решить, что одеть. Не всегда – максимально открытая одежда – лучший выбор. Хотя, конечно, такая одежда обеспечивает наилучшую циркуляцию воздуха, а значит и испарение – нельзя забывать про солнечное излучение. Иногда, чтобы получить ожог, достаточно провести под солнцем лишь несколько часов. Поэтому лучше одеть что-то лёгкое, светлых тонов, но прикрывающее руки. Как вариант – вместе с футболкой можно использовать специальные спортивные нарукавники с защитой от УФ-лучей.

последствия катания с открытыми руками. катался всего часов 6-7. фото автора.
последствия катания с открытыми руками. катался всего часов 6-7. фото автора.

Некоторые велосипедисты используют солнцезащитный крем, но это подходит лишь для коротких поездок, т.к. пот быстро его смывает.

Естественно, голова тоже должна быть накрыта. И, надеюсь, не нужно напоминать, что шлемом.

Кроме того, чтобы меньше подвергаться воздействию солнца, можно попозже выезжать, когда оно уже будет светить не в полную силу. Например, в особо жаркие дни, я выезжаю позже 15 часов. В нашей местности летом темнеет поздно, поэтому часов 6 на покатушки у меня есть. Мне этого хватает.

Возможно, имеет смысл использовать солнцезащитные очки – но это индивидуально.

Моя летняя экипировка. фото автора.
Моя летняя экипировка. фото автора.

Касательно нагрузок – в жару их нужно снизить, относительно вашей обычной интенсивности. Рекомендуется уменьшить и время поездки, и скорость. Особенно это актуально в солидном возрасте или при наличии хронических заболеваний. Если же в поездке вы почувствовали себя плохо – не нужно продолжать через силу – лучше остановиться, передохнуть и вернуться домой, даже если цель не достигнута. В особо тяжёлых случаях следует обратиться за помощью к другим людям или вызвать скорую (для этого, не забывайте брать с собой заряженный телефон)

Другими словами – жара не время для рекордов. Как, впрочем, и мороз ))

Ну и, наконец, осталось решить – куда ехать. Тут очевидно – лучше уехать подальше от душного города, куда-нибудь на природу, в лес, к озеру или другому водоёму. Загородом, где нет асфальта, температура, как правило на пару градусов ниже, а листва защитит от избыточных солнечных лучшей.

Кроме того, на природе воздух чище, в нём меньше пыли, выхлопных газов, частиц истёртых шин. Будет совсем замечательно, если вам, во время отдыха, удастся искупаться и попить горячего чая.

Поехать на озеро - оптимальный вариант. фото автора.
Поехать на озеро - оптимальный вариант. фото автора.

И ещё одна причина уехать на природу, подальше от дорог, состоит в том, что водителей, в их жестянках, от жары размаривает и они становятся менее внимательны, их слепит яркое солнце. Таким образом, лучше минимизировать поездки по дорогам с активным движением автотранспорта и не забывать о безопасности: использовать шлем, перчатки, фонарики, яркие элементы экипировки.

Ну и после возвращения с велопрогулки нужно хорошо отдохнуть. Можно, с чистой совестью, поваляться на диване с чаем, печеньками и чтением Дзена ))

PS: данные рекомендации, в том или иной степени, актуальны не только для велосипедных поездок, но и для любой другой активной деятельности на улице в жару.