Продолжение. Начало тут
Через четыре года после выхода своей тринадцатисерийной телеэпопеи "Хождение по мукам" Василий Ордынский снял свой следующий фильм. Широкоформатный, цветной, двухсерийный художественный фильм "Через Гоби и Хинган". Фильм вышел на экраны летом 1982 г. Авторы сценария Василий Ордынский, Вадим Трунин и Л. Тудэв. Фильм совместного производства СССР, Монголии и ГДР.
"Через Гоби и Хинган" - так называются воспоминания дважды Героя Советского Союза, генерала армии Иссы Плиева о войне СССР против Японии в августе 1945 г. В этой войне Плиев командовал Конно-механизированной группой Забайкальского фронта, состоящей из нескольких советских и монгольских кавалерийских, мотострелковых дивизий и танковых бригад. Эта КМГ наносила удар через пустыню Гоби и горы Хингана.
Вот эта книга Плиева послужила основой для сценария фильма. В нашем кинематографе эта тема советско-японской войны очень редко затрагивалась. А из таких масштабных фильмов в стиле киноэпопеи Юрия Озерова "Освобождение" - это вообще первая картина. И снята она очень качественно и профессионально.
Так как огромное участие в съемках картины принимала Монголия, то одним из главных действующих лиц в фильме является Юмжагийн Цеденбал, в 1982 году, когда вышел фильм, он уже тридцать лет руководил Монгольской Народной Республикой, которая и заграницей то у нас не считалась, а неформальной 16 республикой СССР. А Цеденбал воспринимался в СССР, как добрый, родной дедушка, а не лидер иностранного государства. Тем более, что жена у него была русская.
Цеденбал после окончания в СССР финансового вуза в 23 года в 1939 г. стал министром финансов МНР, а через год первым Генеральным Секретарем ЦК Монгольской Народно-Революционной Партии. В 1945 г. он был уже генерал-лейтенантом, первым заместителем маршала Чойбалсана.
Фильм в СССР вышел в 1982 г., а через два года Цеденбал был смещен со своих постов в результате дворцового переворота, в котором активное участие приняло советское руководство. Летом 1984 г. он приехал на очередное медосвидетельствование в СССР. Его сразу же изолировали в от родственников в Кремлевской больнице, а через некоторое время родным объявили, что Цеденбал почти смертельно болен и должен уйти на покой. Когда родных допустили к Цеденбалу, они не узнали его, человек был в каком-то полупомешанном состоянии, никого не узнавал, что-то сам себе бормотал.
После этого, приехавшие в Москву руководители Монголии добились от него заявление об уходе по состоянию здоровья. Цеденбалу запретили возвращаться в Монголию. Чтобы все это оправдать в СССР и Монголии стали распространять сведения о том. что Цеденбал был запойным пьяницей и уже не мог работать. А потом Цеденбал, как и другие руководители соцстран Живков, Ярузельский, Хоннекер, Чаушеску, был предан советской партийной верхушкой во главе с Горбачевым. В 1990 г. Цеденбал был лишен всех наград, маршальского звания. Его не предали суду, как других только по одной причине - он умер в Москве в апреле 1991 г. Его тело даже не хотели везти в Монголию для похорон. Но министр обороны МНР заявил, что в таком случае армия сама привезет из Москвы и похоронит своего маршала. Сейчас Цеденбал в Монголии полностью реабилитирован.
Но не это самое интересное в фильме. В этом фильме как бы два фильма. Один - это масштабное зрелище войсковой операции советско-монгольской КМГ под командованием Плиева и Цеденбала, а второй интереснейший военно-политический шпионский триллер о работе советской разведки в японском тылу.
И если бы, вот этот второй фильм был бы расширен, войсковая часть сведена до минимума или вообще убрана, это был бы фильм, который превзошел бы вышедший годом ранее "Тегеран-43" Алова и Наумова, две трети коммерческого успеха которому дало участие в нем Алена Делона.
Вечер 8 мая 1945 г., отдельный разведбат Героя Советского Союза майора Матвеева безуспешно штурмует немецкий замок. Немцы ожесточенно сопротивляются, что вызывает у наших большой удивление. Война уже почти закончилась, везде немцы сдаются, а здесь такое яростное сопротивление.
А приказы эти - незамедлительно, без привлечения авиации и артиллерии взять штурмом замок. По радио уже объявили о капитуляции Германии, у всех праздничное настроение. но Мороз без всяких эмоций напоминает офицерам, что у них осталось 15 минут до атаки и передовую группу надо переодеть в костюмы химзащиты, которые он с собой привез.
Замок был взят. Но один из бойцов поранил руку. Мороз немедленно отправил его в госпиталь. А находилась в этом замке немецкая лаборатория по производству бактериологического оружия.
А вот и главный герой этого триллера - капитан медицинской службы Дмитрий Соколов, потомственный врач-эпидемиолог. Он прощается со своей невестой, санинструктором Любой. У него секретное задание. Но ей говорит, что едет на учебу.
Подполковник Мороз отправляет его в японский тыл, в Харбин, чтобы он проник в японский отряд 731, занимающийся изуверскими опытами над людьми и разработкой бактериологического оружия.
Дмитрий долгое время жил с родителями в Харбине, пока в 1929 г. вся семья не переехала в Советский Союз. Знает китайский, японский, немецкий, английский языки.
И вот уже Дмитрий на улицах Харбина. Ну, и чем Ален Делон лучше нашего красавца, одного из самых талантливых молодых советских актеров 70-80х годов, артиста Малого театра Александра Овчинникова.
Он стал заметен после ролей Михаила Тухачевского в фильме "Пыль под солнцем" и особенно Юрки в одной из лучших советских лирический мелодрам "Прошлогодняя кадриль", об этом фильме у нас есть статья. В Малом театре его знаменитой ролью был Незнамов в дуэте с Элиной Быстрицкой в роли Кручининой. Скончался в 50 лет после тяжелой болезни в 1997 г.
Попав в Харбин Дмитрий встречает своего школьного одноклассника по харбинской школе поручика Русского отряда Маньчжоу-Го Вотинцева. И представляется коммерсантом из Гонконга, директором фирмы производящей агар-агар, который используется в микробиологии. Цель Соколова любым способом попасть в лабораторию отряда 731 - или в качестве коммерсанта, предлагающего свой товар, или в качестве жертвы. Главная его задача - узнать о готовности японского бактериологического оружия.
Так и случается. Соколова быстро разоблачает японская контрразведка и, как ученого-эпидемиолога, доставляют в качестве подопытной жертвы в отряд 731.
Вся эта история в определенной мере перекликается с историй ротмистра польской армии Витольда Пилецкого, который в 1940 г. по заданию польской разведки умышленно попался немецкому патрулю и был отправлен в только что созданный концлагерь Освенцим. Освенцим только-только образовался и необходимы были данные о том для каких целей он создан. Пилецкий пробыл в концлагере два с половиной года, сформировал подполье, из доставленных в течение 7 месяцев радиодеталей собрал радиопередатчик, и посылал из лагеря шифровки польской и британской разведкам о количестве пленных, о геноциде евреев. В 1943 году он бежал из лагеря и присоединился к Армии Крайовой. Во время Варшавского восстания попал в плен. После плена служил в Армии Андерса в Италии, и осенью 1945 г. был заслан Андерсом как разведчик в Польскую Народную Республику. В 1947 г. был разоблачен, арестован, судим и расстрелян. В 1990 г. приговор отменен.
Вот и Дмитрий Соколов добровольно отправляется в логово врага.
А пока Дмитрий находится на задании за его невестой Любой начинает ухаживать другой красавец советского кино Владимир Ивашов. исполняющий роль майора Матвеева.
Но Люба отказывает Матвееву, а кроме того он узнает, что Люба невеста Дмитрия Соколова. И майор отступает. Но соглашается с просьбой Любы взять ее в свой передовой отряд, который будет наступать в составе КМГ генерала Плиева против японских войск. Люба почему-то считает, что ее жених где-то в Китае.
Вот так закручен сюжет этого боевика с элементами мелодрамы. И показ военной операции советских войск съедает столько экранного времени,что у авторов не остается уже пространства, чтобы более подробно прописать все перспективные сюжетные линии этого триллера. И приходится все сокращать и упрощать. А ведь мог получиться один самых лучших советских фильмов про разведчиков. Опыт и мастерство Василия Ордынского не позволяют в этом сомневаться.
Очень жаль. И боевик получился урезанным, и боевые действия КМГ Плиева сняты хоть и масштабно, но слишком уж по стандартам советских военных киноэпопей. Немного рядовых, чуть больше офицеров и очень много генералов и маршалов во главе со Сталиным. Сплошная агитация и пропаганда. Хотя по сравнению с нынешними кинопусами - почти шедевр режиссуры. операторской работы и актерской игры.
Вот так не получился новый "Тегеран-43". Кстати, оказывается в 1985 году была выпущена телеверсия "Тегерана-43". Если фильм был продолжительностью 150 минут, то телеверсия из 4 серий - 240 минут. Но нигде эту телеверсию не найти удалось. Скорее всего, она под названием "Покушение" была создана на экспорт. Такая же телеверсия есть и у другого фильма Алова и Наумова "Легенда о Тиле". Если киноверсия составляет 296 минут, то телеверсия - 405 минут. Но эту телеверсию, хоть и не в самом лучшем качестве, найти можно.
И маленький музыкальный бонус. В память замечательного актера. Студенческая песня в исполнении Александра Овчинникова. "Я сегодня дождь", стихи В. Гончарова. музыка С. Смирнова.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.