Думаю, что лучше всего понять как развивались конструкции двух основных врагов в 1941 г. на советско-германском фронте можно будет показав их истории параллельно.
Советский И-16 был разработан в 1933 г. конструктором Поликарповым, по конструкции это был свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции, использовался дюраль, дерево и полотно, на него ставили двигатель воздушного охлаждения, впервые в мире на серийном самолете появились убирающиеся шасси.
Поликарпов, чтобы уменьшить вес истребителя и снизить аэродинамическое сопротивление сделал короткий самолет. Что потом конструкцию похоронит. Потенциала для модернизации будет недостаточно.
Ничто не мешало ему сделать тот же Ла-5 с удлиненным фюзеляжем, который при смене мотора становился бы быстрее.
Поскольку самолет должен был иметь хорошую горизонтальную маневренность, центровку Поликарпов сделал задней, самолет чутко реагировал на движения ручки управления.
Для него нужен будет хороший пилот, а таких в СССР было немного.
Самолет достигал скорости 470 км/ч и делал вираж за 16 - 18 секунд.
Теперь обратимся к немецкой стороне, в 1933 г. к власти в Германии приходит Гитлер и он сразу начинает возрождать армию и военно-воздушные силы - люфтваффе.
Поначалу приняли на вооружение биплан, но сразу стало ясно, что нужна новая машина, истребитель нового типа.
В 1934 г. свежесозданное люфтваффе выпустило техническое задание на новый истребитель, который должен был сменить Хейнкель He 51. Задание получили фирмы "Арадо", "Фокке Вульф" и "Хейнкель", Вилли Мессершмитту было отказано, из-за того, что фирма "Байерише Флюгцойгверке" не имела опыта в создании скоростных истребителей.
Но Вилли Мессершмитт все же начал работы в инициативном порядке. Поскольку он изобрел однолонжеронное крыло, он стал пихать его куда только можно и воткнул в будущий Ме-109, это станет фактором который сделает плохим управление на больших скоростях. А ведь крыло было перегружено, ослаблено нишей под шасси и подкрыльевым радиатором.
Колея шасси была слишком узкой, что потом приведет к массе аварий при посадке. Опять же для Ме-109 нужен был опытный пилот.
Еще одним недостатком самолета был высокий гаргрот, из-за которого обзор назад был отвратительный, несмотря на зеркала заднего вида, пилотам люфтваффе приходилось три четверти полетного времени следить за задней полусферой.
Тем не менее летные качества у него тогда были выдающимися.
В сравнительных испытаниях пилот Вурстер на Мессершмитте показал эффектную программу пилотажа, которая состояла из каскада бочек в обе стороны. 109-й в завершении программы выполнил пикирование с 8 000 м. Летчик Ничке на конкуренте 109-го Хейнкеле летал практически на опытном самолете и сорвался в плоский штопор, ему пришлось покинуть машину с парашютом.
Еще одним очком в зачет Мессершмитту была показ авиатехники в Рехлине лично Герингу и министру обороны фон Бломбергу. Bf 109V3 под управлением Удета в ходе демонстрационного воздушного боя зашел в хвост и "сбил" четыре истребителя Не 51, потом атаковал подразделение бомбардировщиков, расстроив их строй и "уничтожил" ведущего.
На войсковые испытания опытные машины отправили в Испанию. Так как там He 51 "вчистую" проигрывали советским машинам. В декабре 1936 г. в Испанию поставили V3, в январе 1937 г. и V4, попал туда и конкурент "Мессершмиттов" He 112.
Испытания они прошли успешно и продолжили доводиться уже в Германии.
В воздушных боях опытные "ферзухи" не участвовали, это предстоит уже первой серийной модификации B - "Бруно".
Спасибо за прочтение.
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***
Закажите по ссылке и промокоду PF11611 до 31.07.21 бесплатную Кэшбэк Карту надежного банка Райффайзенбанка, кэшбэк составляет 1,5 % от покупок, кэшбэк без ограничений по сумме в месяц. Кэшбэк приходит на карту живыми деньгами в начале каждого месяца. Успейте получить кэшбэк 500 руб. при тратах от 500 руб. Обслуживание карты бесплатное навсегда. Как и доставка курьером.
***