Найти тему
Ирина Я.(Sepia)

"На сцену должен выходить артист." Памяти Петра Мамонова

Эта статья возникла из моего комментария, оставленного на страничке Сергея Марочкина "Записки актера".

Автор поделился историей о встрече с Петром Мамоновым на съемочной площадке, а мне вспомнились две моих встречи с музыкантом 30 лет назад, когда я работала над темой о Звуках Му.

Первое интервью состоялось в сентябре 89 года. Тогда Петру Мамонову было 38 лет. Я писала по личному выбору темы для музыкального отдела молодежного журнала Дружба (издательства Молодая гвардия)

Мамонов выделил мне 15-20 минут, смотрел пристально, скептически: кто вы такая и что вам нужно? Но его лицо изменилось в один момент, когда он понял, что я прочувствовала его песни и пришла не по заданию. Его лицо буквально просияло, такое было удивительное преображение. И вот он уже разговорился, забыл об отведенных мне 15 минутах, включил меня в число "своих", понимающих, стал не просто вежливым, а доброжелательным и заинтересованным.

Статья готовилась к публикации полгода ( такие были журнальные сроки). За это время группа перестала выступать в прежнем составе, а у меня вышло несколько публикаций в разных небольших изданиях, т.к.было много материала.

А первое интервью вышло сразу: в сентябре 89 года, в многотиражной газете ВДНХ. Ссылку дам в конце статьи. Там хорошо человек виден. Многие его высказывания я запомнила наизусть.

Например, о том, что на сцену должен выходить артист: если просто спеть две три песни, то вполне достаточно. Вспоминаю эту фразу, когда вижу выступления некоторых исполнителей на сольных концертах: вроде и поёт хорошо, а после 2-3 песен уже не интересно.

У Мамонова такого не было: каждая песня- отдельный спектакль.

Весной 90 года материалами о Звуках Му заинтересовалась сотрудница газеты Советская Культура, на которую я вышла по рекомендации знакомой журналистки.

Для статьи понадобилось новое интервью с Мамоновым.

Он меня сразу вспомнил. Я пришла с уже готовой работой. Меня интересовало, почему группа распалась.

Во время беседы работал видеомагнитофон с фрагментами концерта Звуков. Меня, как и в первый раз, поразила разница между человеком на сцене и человеком в жизни. Передо мной сидел настоящий интеллигент, а на сцене творилось что-то странное и жутковатое. Юная публика бесилась под Серого голубя. Музыкант сказал: "Это не мои друзья, а его".

Фото Александра Лепешкина. Из архива автора статьи.
Фото Александра Лепешкина. Из архива автора статьи.

Сказал, что Серый голубь устарел, что современное искусство требует другие формы и что теперь у него будет "комната с красивыми вещами".

 Он говорил со мной очень доброжелательно, подсказал, что не надо переписывать статью, просто добавить в конце комментарии его и Липницкого по поводу распада группы. Интервью от второй встречи не осталось: всё крутилось  вокруг статьи. А жаль.

Почти одновременно со статьей "Звуки Му не пойму" в Советской Культуре  вышла работа "Живущие в перевернутом мире" в молодежном журнале Дружба. Это был март 90 года.

Фото Александра Лепешкина. Из архива автора статьи.
Фото Александра Лепешкина. Из архива автора статьи.

В июне прошлого года я рассказывала об этих работах на этом канале.

Были полностью опубликованы первое интервью с Петром Мамоновым и статья в Советской Культуре.

Публикация в журнале Дружба так и осталась в бумажном варианте: не дошли руки ее распечатать: очень объемный текст.

Я не хочу размахивать этими статьями сейчас, просто вспоминаю Петра Николаевича таким, каким он был в 89-90 годах. И Александра Липницкого тоже вспоминаю: беседовала с ним несколько раз. Он отнесся ко мне также доброжелательно и сказал смешную фразу о том, что я войду в историю отечественного рок-н-ролла уже потому, что писала о Звуках Му. Тогда ведь только иностранные газеты о них писали и подпольные рок-журналы.

А тут Советская культура.

Музыкантам статья понравилась, особенно тем, что писал человек внешний, а не тот, что варится с ними в одном рок-н-рольном котле.

Это не я вошла в историю отечественного рока, а они вошли в мою память такими, какими были тридцать лет назад.

Весной этого года трагически погиб Александр Липницкий: провалился под лед, гуляя с собакой. Теперь не стало Петра Мамонова.

Ушли два музыканта, два товарища, которые когда-то создали группу Звуки Му.

Вечная память Петру и Александру, теперь они снова вместе.

Очень странно, но мне ни разу не удалось побывать на концертах Звуков Му: все выступления я смотрела только на видеокассетах и слушала записи.

Но в этом есть свои плюсы: я видела как мгновенно меняется лицо Мамонова, как он моментально преображается в свои персонажи, иногда это было жутким. Я уже тогда понимала, что это необыкновенный артист.

Первый спектакль Петра Мамонова в театре - "Лысый брюнет", я посмотрела, но как-то не очень поняла. Но радовалась, что музыкант вышел на театральную сцену.

Потом я мало интересовалась Звуками Му и артистической деятельностью Мамонова, но фильм Остров меня поразил. И Такси-блюз еще раньше поразил. Кстати, съемки фильма велись как раз тогда, когда я брала первое интервью у артиста. Мамонов сказал, что играет человека.

Действительно, человека: музыканта со взлетами и падениями, каким был он сам.

Я периодически читала интервью с Петром Николаевичем, знала о его приходе к вере и жизни с Богом, о переезде в деревню.

Кстати, во время первого интервью я спросила его о вере, и он ответил, что верит в Высший Смысл, т.е атеистом уже тогда он не был.

Зато я умею летать. Первое интервью с Петром Мамоновым. Сентябрь 89г

Звуки Му не пойму. Советская культура, март 1990г