Найти тему
Ирина Можаева

А.С. Пушкин."Пир во время чумы" - для нас и про нас

"Смерть есть один из видов чумы, и, следовательно, всякая жизнь всегда и везде есть пир во время чумы". В. Хлебников.

В этой "маленькой трагедии" - весь космос нашего существования. Мы разные: некоторые стремятся жить легко и весело, не задумываясь, стараясь не печалиться ни по какому поводу, превращая бытие в вечный пир. Таков Молодой человек. Ушел в мир иной весельчак Джаксон - почтим его память веселым звоном рюмок. Ему возражает Председатель: В молчанье ... выпьем в честь его, а Мери пусть споет уныло и протяжно. Песня ее про жизнь, где есть расцвет и свет, любовь и дети, веселый труд и церковь, полная счастливыми людьми. Но наступает время, мы теряем близких, потом уходим сами. Что останется от яркой, насыщенной, единственной нашей жизни? Лишь созданное, сотворенное, одушевленное любовью: может быть, песня, которая расскажет о главном. А подаренное близкими будет держать и в испытаниях суровых: страдая от своего падения, Мери помнит, несет в себе тепло отчего дома. Поэтому ее сердце не ожесточилось, как у сестры Луизы. Ревнивые, завистливые, злые живут мучительно, их терзает страх смерти.

-2

Однако никому от этих мыслей не уйти. Как пережить, что мы не вечны? Есть путь один: смириться, найдя утешение в церкви, творя молитвы, уповая на Господа и его милосердие. Но, как скажет другой герой в другое время в ответ на страстный возглас: "Бог такого ужаса не допустит!" - "Допускает же"! Почему гибнут лучшие: чистые, талантливые, молодые? Как устоять в несправедливом мире, в чем найти опору?

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

И дальше - поразительное совпадение с мыслью Ф.И. Тютчева из стихотворения "Цицерон", написанного совсем чуть раньше, а прочитанного Пушкиным чуть позже своих строк:

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья -

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волнения

Их обретать и ведать мог.

(Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.)

-3

Человек сотворен по образу Божьему, значит, для него нет невозможного. Нет препятствий, которые он не смог бы преодолеть. Осознание своего могущества с обязательным неумолкающим голосом совести и есть ощущение Бога в себе.

Зима, убивающая живое, на самом деле лишь погружает его в сон, за которым будет вновь рождение и расцвет. Так и мы, уйдя из этого мира, обретем жизнь новую. Но вот какой она будет? Никто не ведает. Впрочем, есть те, кто знает: глубоко верующие, чье земное пребывание отличается от нашего. Поэтому есть причина погрузиться в глубокую задумчивость, чтобы сделать свой выбор, главному герою произведения Вальсингаму. И многим из нас, конечно, тоже. А помочь вновь могут пушкинские строки:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.