Найти тему
Про что кино?

Как работает картина Илая Крэйга "Убойные каникулы" (2010)

Фильм «Такер и Дэйл против Зла», или «Убойные каникулы», как его назвали в российском прокате — это блестящий образец черной комедии. Жесткий юмор, нелепые ситуации, литры крови – всего в картине с лихвой. Но за всем лоском скрывается непростая структура, благодаря которой картина органично сочетает в себе сразу несколько жанров. Какие именно? Давайте разбираться.

Уникальность этого фильма кроется в том, что он одновременно сочетает в себе: а) комедию положений; б) слешер; в) пародию и г) мелодраму. По порядку затронем каждый из пунктов.

Что общего у этого фильма с картинами Чарли Чаплина и мультфильмами о Томе и Джерри? Смешные гротескные ситуации, в которые попадают герои, подвергающие их жизни смертельной опасности. Но из-за ироничности и детского рейтинга пресловутая серьезность ситуаций сходит на нет, а глупость персонажей подвергается высмеиванию. В «Такере и Дэйле против зла» компания молодых людей, приехавших отдохнуть в свободное от учебы время, чересчур скептически относится к деревенским жителям, и из-за банального недоразумения и плохого влияния самого психически нестабильного из них, Чеда, объявляют настоящую войну Такеру и Дэйлу, приехавших в свой отпуск отремонтировать только что купленный загородный дом. Авторы фильма использовали классический прием театральной драматургии под названием квипрокво, когда кто-то или что-то принимается за кого-то или что-то другое. В данном случае студенты приняли двух героев за маньяков-психопатов, но, когда они пытаются напасть на них, случайно убивают самих себя или друг друга, вследствие чего и возникает комичный эффект и высмеивается безрассудность и глупость этих студентов. Сцены смертей авторы открыто смакуют, не забывая залить всё галлонами красной жидкости.

Мгновение перед очень кровавой и смешной сценой.
Мгновение перед очень кровавой и смешной сценой.

Жестокость на экране и множество неприкрытых штампов позволяют сказать о приверженности фильма к поджанру слешеров. Даже завязка фильма схожа с какими-нибудь «Зловещими мертвецами» - компания молодых людей уезжает загород отдохнуть и повеселиться, но в местности, куда они прибыли, обитает сущее зло. Авторы хоть и следуют постулатам, но сами же их открыто высмеивают. Вспомнить хотя бы сцену реакции студентов, когда они забыли самый главный атрибут любых вечеринок - пиво:

-3

Высмеивание совмещается с отсылками к самым ярким представителям жанра – кроме уже упомянутых «Зловещих мертвецов» можно найти визуальные пасхалки к «Техасской резне бензопилой», «Хэллоуину» «Пятнице 13-е» и многим другим. Ирония над жанром подводит нас к, возможно, главному скрытому компоненту в формуле этого фильма – пародии.

-4

Пародии нам известны по культовой серии фильмов «Очень страшное кино», но там все отсылки были использованы скорее как набор несвязных друг с другом скетчей, а начиная с 3-й части они вовсе работали плохо. «Убойные каникулы» можно сравнить, например, с серией фильмов Kingsman, где под прицелом шуток попали фильмы про шпионов, но при этом соблюлись все каноны жанра. Наш фильм про борьбу деревенских и студентов, несмотря на гротеск происходящих событий, к финалу всё равно превращается в слешер, где маньяком в итоге оказывается один из студентов, Чед, которого нам всеми возможными способами выделяли. С ним связаны единственные пугающие в фильме скримеры, а в самом кадре с помощью контрастного сочетания цветов он словно нарочно смотрится "белой вороной". По сути, он оказывается тем самым маньяк, но убивающих своих жертв косвенно, подталкивая их совершать необдуманные поступки, приводящих к случайно гибели.

-5

Таким образом слешерная и комедийная составляющие фильма являются двумя китами, на которых зиждется структура, а пародийная часть позволяет дополнить содержание новыми смыслами. Но есть всё-таки в этой картине один ингредиент, который слишком самостоятелен сам по себе, и в сочетании с другими смотрится не таким уместным.

Речь идет о любовной линии, представленной в виде отношений Дэйла и Элли. Взаимная симпатия между героями развивается крайне быстро, если не сказать стремительно. На фоне происходящей вакханалии это выглядит абсурдно и… даже смешно. С другой стороны, эта линия позволяет развить обоих персонажей, чтобы показать нам то, как они меняются.

-6

Дэйл благодаря чувствам к девушке раскрывается, становится настоящим мужчиной, способным на серьезные поступки. В фильме он, например, побеждает… хотя постойте, а зачем он кинул злодею бензопилу прямо в руки во время кульминационной разборки? Эх, ладно, Дэйл остается таким же недотепой, но его порыв и желание геройствовать позволяют говорить о том, что он стал увереннее в себе, нежели в начале фильма.

-7

Элли же через Дэйла раскрывается как простая девушка, ценящая людей за их простоту, честность, открытость и заботу. Именно этих качеств лишены её предвзятые друзья, и именно их она увидела в Дейле, из-за чего и прониклась к нему симпатией. Из девушки-штампа, очередной «блондинки в беде», которая вечно впутывается в неприятности и которую постоянно надо спасать, она превращается в… Хотя нет, постойте, она ею же и остается, только теперь у неё есть парень, который будет за ней присматривать.

-8

Таким образом "чёрная комедия" про конфликт городских жителей с деревенскими при пристальном изучении оказывается чуть ли не мелодрамой, где любовь способна разрушить любые барьеры и стереотипы, где красивая юная студентка влюбляется в неуверенного в себе неотёсанного мужчину средних лет с инфантильным поведением, и всё у них заканчивается благополучно и будут жить они долго и счастливо. Обилие крови сменяется чувственным поцелуем, что означает торжество любви над невежеством, жизни над смертью… Но на самом деле подобный хэппи-энд можно посчитать очередным стёбом над штампом. Учитывая, что в слешерах мелодраматизма практически нет, можно сказать, что авторы самим только её наличием пытаются высмеять неуместность использования любовной линии в подобных фильмах, ведь всем понятно, что нужно зрителям при просмотре таким картин – кровь и убийства. Именно благодаря этому фильм остался и остается в памяти зрителей и по сей день.

Друзья, я буду рад любой форме обратной связи! Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите свое мнение в комментариях! Смотрите только хорошее кино! 😉