Найти тему

Болгары - не булгары, булгары - не тюрки, тюрки - не татары?

Риза Бариев

Кого скрывает энтоним?

Вопрос о булгарстве поволжских тюрок решен российской исторической наукой давно. Окончательную точку в этом вопросе поставила проведенная в 1946 г. в Москве специальная сессия Института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР совместно с Отделением истории и философии АН СССР по этногенезу казанских татар, на которой с докладами выступили многие известные в стране ученые - историки, археологи, лингвисты, этнографы Москвы, Ленинграда, Казани и других городов. Вывод ученых был однозначен - казанские татары являются потомками волжских булгар. Однако каждый раз, когда политические амбиции некоторой части татарской интеллигенции выступала на поверхность, этот результат исследований российских ученых подвергался не только искажению, но и прямым нападкам как вывод, принятый под прямым нажимом самого И.В.Сталина. Однако нет никаких сведений хотя бы того, что тогдашний руководитель государства проявил какой-то интерес к этому вопросу.

В связи с теми общественно-политическими и национальными процессами, которые происходят в нашей стране в связи распадом СССР и изменением основ социально-экономической жизни, определенная часть татарской интеллигенции опять заговорила о мифичности булгар и извечности пребывания в Поволжье татар, к которым якобы присоединились татары, прибывшие в XIII в. вместе с войсками Батыя. Предпринимаются попытки утвердить мнение у читателей о существовании в Золотой Орде единого татарского этноса. Данное обстоятельство заставляет нас еще раз обратиться к историческому наследию российских и зарубежных ученых о происхождении этнонима “татары”. В прояснение данного вопроса весомый вклад внесли многие ученые нашей страны, среди которых выделяются труды востоковедов и тюркологов Н.А.Аристова, В.В.Бартольда, И.Н.Березина, Г.Е.Грумм-Гржимайло, П.И.Кафарова, а из ученых нашего времени С.Х.Алишева, Л.Н.Гумилева, М.З.Закиева, А.Г.Каримуллина, Н.Я.Мерперта, А.П.Смирнова, А.Х.Халикова и др.

Итак, кто такие татары, кого подразумевали под ними народы Азии и Европы? В древние времена на северных границах Китая и далее к Байкалу проживал тюркоязычный народ под названием хунну. Некогда многочисленный этнос распался под ударами китайской армии - одна часть хунну подчинилась китайскому императору, а другая ушла на Запад, где на южных отрогах Урала смешавшись с живущими там уграми в IV в. пересекла Волгу и оказалась в степных районах Восточной Европы. Некоторые племена хунну перекочевали в район современного южного Казахстана и Киргизии. Еще одна часть, оставшись в степной части Западной Манчжурии, подчинилась монголоязычным сяньбийцам - предкам киданей и потеряла свою самобытность. Таким образом, после гибели этноса хунну господство в центрально-азиатских степях перешла к монголоязычным племенам.

Небольшое племя тюрок, пережив свой инкубационный период в горах Алтая, необычайно усилилось и, подчинив себе другие тюркоязычные народы, нанесло ряд поражений монголоязычным племенам Центральной Азии. Начиная с середины VI в., за короткое время возник Тюркский каганат, который распространил свое влияние от Манчжурии до Крыма. В восточных районах Тюркского каганата (в Манчжурии) на севере с киданями граничили охотничьи племена шивэй - предки татар На западе от киданей в районе озера Далай-Нур жили татабы. “Шивэй и татабы, - писал Л.Н.Гумилев, - были монголоязычными народами и вместе с киданями составляли единый этнический массив”.

Смена засушливых лет годами, когда наступало увлажнение, заставляла кочевые народы в зависимости от этого менять свое местоположение. Из центральноазиатских степей одни племена уходили в поисках пастбищ в другие районы и не всегда возвращались на свои старые места, куда приходили другие кочевые народы, когдастепи начинали зеленеть от обилия трав. В засушливые годы ушли из центральной части Монголии уйгуры, или токуз-огузы. Засуха X в. окончательно вытеснила тюркоязычные племена из центрально-азиатских степей в основном в западные и юго-западные районы Центральной Азии и в Среднюю Азию. Уйгуры пришли в Восточную Джунгарию, где до них обитали басмалы. В 745 г. уйгуры (токуз-огузы) сокрушили Тюркский каганат, разбили своих соседей басмалов и карлуков (уч-огузов) и основали собственный каганат, который просуществовал около ста лет.

Но в XI в. степи снова ожили и на их бескрайних просторах появились кочевники, но уже монголоязычные, которые вскоре вышли к границам Китая. Китайцы называли их цзубу, что означало “пастухи-кочевники”. Описывая этот период истории степи, Л.Н.Гумилев отмечал: “За это время произошло выселение из степей на ее окраины тюркских народов и обратное заселение степи приамурскими народами, предками монголов и монголоязычных татар, которые, освоив богатый район, размножились и усилились”. В XII в.монголоязычные племена расположились в Центральной Азии следующим образом. В Восточной Монголии жили татары (“отуз-татары”, или тридцать татарских родов). Рядом с ними кочевали хонкираты - племя, образованное смешением части древних тюрок и монголов. Меркиты обитали южнее озера Байкал, юго-западнее монголов находились кераиты. Самыми западными в Центральной Азии монголоязычными племенами были ойраты (известные русским с XVII в. как “калмыки”). С ними соседствовали найманы - потомки киданей (каракитаев), пришедших с востока. Именно эти племена были участниками тех драматических событий, которые произошли при возвышении Чингизхана как правителя всех монголоязычных племен. В дальнейшем все они именовались монголами по имени рода, выходцем из которого был сам Чингизхан. Никакие тюркские народы в образовании монгольской империи в ее начальный период участия не принимали.

Переселение кочевых народов и племен в период смены засухи увлажнением привело к тому, что монгольские племена оказались на востоке, а тюркские народы - на западе Евразии. От Алтая до Карпат простиралась Кыпчакская степь - Дешт-и-Кыпчак. Многочисленные тюркские племена в Средней Азии вели оседлую или кочевую жизнь. Только вдоль Великой Китайской стены между монголами и китайцами жило тюркоязычное племя онгутов - потомки тюрок-шато, осколок народа хунну (“культурных татар, как их называли китайцы). По понятиям китайцев того времени племена, живущие севернее онгутов, являлись дикими татарами, которые в свою очередь подразделялись на черных и белых. Чингисхан происходил из черных татар.

Слово “татары” впервые встречается в орхонской надписи Кюль-тегина 731-732 гг. На стеле есть упоминания о племенах отуз-татар (т.е. традцать татарских родов) и токуз-татар (девять татарских родов). Нет никаких оснований считать их тюркскими племенами. Для тюрков они были чужими племенами (так переводится с тюркского языка слово “татар”). Видимо, китайцы слово “татары” (“чужие племена”) восприняли от тюрков. Так как в китайском языке нет звука “эр”, то естественно слово “татар” они произносили “та-та” (“да-да”). Все, кто писал в то время о татарах, и позднейшие исследователи, пишут о них как о монгольских племенах. Еще задолго до завоевания Чингисханом Средней Азии онгуты (тюрки-шато) растворились в чужой этнической среде:одна часть среди китайцев, другая - среди монголов. Поэтому эти татары никак не могли вместе с монголами прийти на Волгу в составе войск Батыя - их уже просто не было как народа.

В период восхождения Чингисхана как правителя кочевых народов Центральной Азии название “татар” имело два значения: конкретное наименование племени отуз-татар, кочевавшего южнее р. Керулен и враждовавшего с монголами Чингисхана, и собирательное - всех восточных кочевников от Великой Китайской стены до сибирской тайги, которое им дали их соседи тюрки и китайцы. Татары этого времени - это монголы. В китайском сочинении “Мэн-да бэйлу” монголы названы монголо-татарами (“Мэн” от “мэнгу” - монголы и “да” от “да-да” - татары). Такое объединение названий двух племен не было случайным, ибо и монголы и татары были ответвлениями одного и того же монголоязычного народа.