Найти в Дзене
BIS Inside

Юзеры против хакеров. Цифровая грамотность становится частью образовательного маст-хэва

В условиях массового обучения в онлайн-формате школьники и студенты были вынуждены осваивать новые средства коммуникации. Мирные сетяне столкнулись с проблемами, оказавшимися глубже педагогического бэкграунда большинства учебных заведений.

Дистанционный формат обучения в московских школах, колледжах и вузах закончился. И хотя пакет мер, направленный на безопасность учащихся, был исполнен, нарушения безопасности в Сети оказались неприятной неожиданностью для многих российских школ. По заданию BIS Journal мы провели социологический опрос на тему кибербезопасности и сетевых угроз в условиях пандемии и массового онлайн-обучения. В опросе приняли участие школьники и студенты московских и региональных учебных заведений. Цель исследования – выявить наиболее частые угрозы и уязвимости юзеров в Сети за время тотального онлайн-обучения.

 

ЧТО УГРОЖАЛО И РАЗДРАЖАЛО

Топ-3 проблем, с которыми сталкивались респонденты в период пандемии, выглядит так: призывы к азартным играм и лотереям (40%), фишинг и рассылки спама (36%), всплывающие окна или видео, содержащие информацию 18+ (30%).

Второй сектор угроз в сети заняли: недобросовестная реклама и фейки о вакцинах, режиме самоизоляции, масочном режиме (28%).

На третьем месте интернет-попрошайничество и ограниченный доступ к веб-порталам, блокировка сайтов (26%), взлом или блокировка социальных сетей и личных аккаунтов (20%).

В числе наименее выявленных уязвимостей в Сети: вирусы, сетевые черви (16%), атаки на онлайн-банкинг (10%), недобросовестность интернет-магазинов (10%), контент, содержащий насилие и жестокость по отношению к людям или животным (6%), призывы к самоубийству, беспорядкам, экстремизму, разжиганию расовой ненависти (4%), информация о производстве и распространении наркотиков, алкогольной продукции, психотропных веществ(2%). В свою очередь, 30% опрошенных вообще не заметили нарушений в Сети (рис. 1).

-2

Рисунок 1. Проблемы, с которыми сталкивались респонденты в период пандемии

 

Несмотря на то что большая часть респондентов не заметила нарушений в процессе дистанционного обучения (54%), практически половина всё же смогла припомнить случаи подрыва безопасности в Сети.

Верхнюю строчку топ-угроз во время занятий заняли: наличие посторонних пользователей в эфире (28%), отсутствие доступа к конференции по веб-ссылке (23%), недобросовестная реклама (21%). Второй сектор нарушений: ненормативная лексика в эфире (18%), всплывающие окна/видео, информация для взрослых и предложения о регистрации на сторонних сайтах (13%). В числе наименее выявленных нарушений: вирусы, сетевые черви и троянские программы (8%), блокировка соцсетей (5%) (рис. 2).

-3

Рисунок 2. Топ-угрозы во время онлайн-занятий

 

ЗУМБОМБИНГ. СПРАВИТСЯ ДАЖЕ ШКОЛЬНИК

Популярная проблема, с которой столкнулись участники онлайн-конференций, – посторонние пользователи (28%) и ненормативная лексика в эфире (18%), – зачастую была связана с так называемый зумбомбингом (Zoombombing).

Зумбомбинг – явление, охватившее Интернет и мейнстримом ворвавшееся в онлайн-пространство российских конференций Zoom, Google Meet, реже Discord. Буквально зумбомбинг означает захват видеоконференции, то есть захват экрана, создание помех с помощью аудиоподкастов через программу для записи и редактирования звуков Soundpad, зачастую содержащих ненормативную лексику и видеопродукцию 18+.

«На уроке русского языка на экран включилось видео для взрослых. На алгебре неизвестный пользователь говорил всякие гадости про учителя. После обращения в поддержку никаких изменений не было. Проблема не была устранена». Аня, ученица школы № 1253

По несложной механике пранкеры искали в открытом доступе ссылки на конференции, забирались в общий видеоколл и наводили «шороху». Чуть позже к «вольным» хулиганам стали присоединяться и сами учащиеся. Платформами для тусовок зумбомберов служили VK и Telegram. В период «жаркого сезона» учебного процесса километровые чаты в Telegram, куда присылались ссылки, собрали многотысячную аудиторию. Культура пранкеров в таких чатах гласит: не переписываться на посторонние темы, не ругаться и не присылать информацию 18+, да и в целом писать сообщения строго и по делу. Сами пранкеры видят цель своих действий в шутке ради шутки. Некоторые администраторы таких групп открыто указывают на проблему образовательного онлайн-процесса:

«Браток, если я кидаю в группу ссылки, которые учителя на стену кидают, проблема как раз таки не во мне, а в учителях, которые это кидают».

Пострадавшая же сторона перебивалась временными методами защиты от нападений: перезапуск конференций, перенос урока на другие даты, отмена занятий с домашним заданием по WhatsApp. Не все преподаватели понимали ситуацию правильно, ведь бомберы часто использовали фамилии учащихся, которые отсутствовали. Так, Даниил, 15-летний ученик средней школы, поделился:

«На уроке физкультуры онлайн пришли тролли под именем одноклассников. Включали посторонние звуки с матом. Сорвали урок. Было смешно, но потом класс вызвали к директору».

Бомберы подрывали покой пользователей разных платформ. Некоторые нападали на онлайн-курсы. Александр, проходивший в период пандемии курс обучения на платформе Stepik, попал на фишинговый сайт через рекламу в социальных сетях, после чего ему на почту стали приходить нигерийские письма, а в группах постоянно шла реклама заработка в сети. В поддержке ему посоветовали удалять или блокировать такой контент.

С наплывом ботов на свой открытый вебинар в Zoom столкнулась коуч по личностному росту Ирина:

«Это был бесплатный вебинар, аудитория 150 человек. Открытое мероприятие. Но пришли боты, стали рисовать на экране мужские достоинства, а затем взламывать участников и от их имени писать непристойности. Удаляли, но не помогало».

Таким образом, платформы, которые оказались востребованы в период дистанционного обучения среди российских педагогов, были недостаточно защищены от несложных манипуляций – пранков, с которыми может справиться даже школьник.

 

МЕСТО ВСТРЕЧИ

Наше исследование показало, что среди платформ, используемых для онлайн-обучения, наиболее популярными являются три: Zoom (81%), Skype (67%), Google Meet (40%). Среди прочих пользователи отметили: Cisco Webex Meetings, Discord, образовательную онлайн-платформу IBLS, открытое образование OpenEdu, платформы Stepik и Skyeng.

Наименее востребованными оказались платформы МЭШ (34%), Moodle (33%), «Фоксфорд» (12%), «Якласс» (10%), РЭШ (9%), «Учи.ру» (9%), «Яндекс.Учебник» (7%). Большая часть респондентов не сталкивалась или никогда не слышала о платформах InternetUrok.ru, «Мои достижения», союз «Молодые профессионалы»,«Ворлдскиллс Россия», «Олимпиум», телеканал Мособртв, «Урок цифры», онлайн-школа № 1 и портал «Билет в будущее» (рис. 3).

-4

Рисунок 3. Популярность онлайн-платформ (розовый – никогда не слышал(а); салатовый – не пользовался, но слышал(а); зелёный – пользовался)

Подробнее https://ib-bank.ru/bisjournal/post/1614